Публикуем расписание лекций в Государственном Музее Востока на предстоящую неделю с 9 ноября по 15 ноября 2020.
Монеты Византии
10.11.2020 – начало в 19:00
Византийская нумизматика возникла на продолжении нумизматики Древнего Рима, подобно тому, как сама Византийская империя была ничем иным, как средневековой реинкарнацией античной Римской державы (V-XV вв.). Сложение денежной системы Византии заняло столетия и шло поэтапно, от одних номиналов к другим.
Старт был задан реформой Константина Великого (IV в.), введшей в обращение золотой солид – многовековой фундамент финансового могущества империи, которая единственной из европейских христианских держав смогла сохранить регулярную чеканку и обращение высокопробной золотой монеты.
С началом христианской эры фигуративный «образ власти» на солиде сакрализовался, и после VII в. его главной компонентой стала фигура Христа. Тем самым была реализована еще одна, внеэкономическая функция византийской монеты – существование в качестве «орудия благочестия» (instrumentum pietatis) ее подлинного владельца (правителя-эмитента), чей портрет отныне занимал подчиненное положение на оборотной стороне кружка.
Активизм, абстракция и поиски альтернатив: Искусство Южной Кореи в 1980-е
12.11.2020 – начало в 19:00
1980-е годы – время гражданских волнений и борьбы за демократизацию общества. Художественный мир также находился во внутреннем противостоянии, разделившись на две «полярности» – политическое искусство «минчжун мисуль» и устоявшихся на тот момент абстракционистов, стоявших на позициях «искусства ради искусства».
Несколько в стороне от основного конфликта развивалось направление новой фигуративной живописи («гиперреализм») и искусство «малых групп», обратившее свое внимание на медиаарт и инсталляцию.
В конце 80-х корейское художественное сообщество знакомится с термином «постмодернизм», вокруг которого разворачивается продолжительная дискуссия, начавшая процесс адаптации нового понимания искусства в стране.
О чем говорил Заратуштра?
13.11.2020 – начало в 19:00
Зороастризм – религия, которая была распространена в среде ираноязычных народов Центральной Азии уже в середине I тыс. до н.э. Он была официальной религиозной доктриной Ахеменидской державы и Государства Сасанидов. Однако истоки этого религиозного учения следует искать в древнейшей мифологии индоевропейцев.
В древнейших священных книгах ариев – Авесте и индоариев – Ригведе, как считает большинство исследователей-ориенталистов, зафиксированы мифологические и космологические представления, которые формировались в индоевропейской среде уже в эпоху бронзы. Истоки этих верований фиксируются только по археологическим данным. Они отражены в погребальном обряде предметах декоративно-прикладного искусства и художественной культуры, найденных на огромной территории степной зоны Евразии от Днепро-Дунайского междуречья до Саян.
На основе анализа этих артефактов можно реконструировать, пусть даже отчасти, мифологические представления древних индоевропейцев об устройстве мира, о роли персонифицированных богов в системе устройства Вселенной, которые и легли в основу зороастрийской религиозной традиции.
Ганеша и другие боги
15.11.2020 – начало в 12:00
За лесами и реками, за морями-океанами, за высокими до небес горами расположена великая страна — Индия, страна самых древних сказаний о том, как устроен мир и как им управляют боги. Богов в Индии триста тридцать три миллиона, и все они главные.
Но есть самый любимый — его зовут Ганеша. На лекции самые маленькие гости музея услышат истории о Ганеше — слоноголовом боге мудрости и образованности, искусства и литературы, исполнителе желаний и дарителе успеха.
Информация (на 08.11.2020):
Государственный Музей Востока.
Адрес: Никитский бульвар, дом 12А.
Ближайшая станция метро «Арбатская».
Подробная информация о лекциях и стоимости билетов –
https://new.orientmuseum.ru/visit/lections/