С 08.09.2020 до 10.01.2021 в Музейном центре «Площадь Мира».
Год памяти и славы продолжается в Музейном центре «Площадь Мира» камерной выставкой работ красноярского художника Андрея Поздеева «Война», в которых он отразил опыт военного времени.
Зритель привык к Андрею Поздееву, как к художнику, изображающему мирные, жизнелюбивые картины. Но в его творчестве есть место и для трагических моментов человечества.
В 1943 году, будучи семнадцатилетним подростком, художник добровольцем отправился на фронт. Служил связистом, участвовал в боевых действиях. Этот опыт отразился и в его творчестве.
Следы военных «травм» в том или ином виде нашли свое проявление в сериях «Женихи и невесты» (1967-1973), «Охота на птиц» (1977 – нач. 1980-х), «Цветы и люди» (1981), «Пир шутов» (нач. 1980-х), в его многочисленных «Голгофах» (1980 – 1990-е), цикле «Жизнь человека» (1989) и даже работах, посвященных корриде (1992-1995).
Наиболее явным воплощением фронтовых впечатлений Поздеева стали серия угольных эскизов и большой холст под общим названием «Война». Эскизы представляют «кучу малу» из множества солдатских тел. То, что на первый взгляд можно принять за молодецкие забавы, кулачный бой «стенка на стенку» или даже общий сон «вповалку», оказывается вечным сном.
Отсутствие каких-либо признаков насильственной смерти демонстрирует, что в центре внимания автора находится само превращение одухотворенной природы в грубую материю. Чудовищная метаморфоза, в результате которой (не понятно, по чьей воле) солдатское общежитие оборачивается общесмертием.
В картине «Война» Поздеев с присущей ему степенью обобщения изобразил не столько конкретные впечатления Второй мировой, сколько суть войны как массового взаимного уничтожения людей, как ужасающего явления, раскрепощающего всё худшее в человеке. Художник предлагает зрителю посмотреть на происходящее сверху вниз, заглянуть в яму, заполненную телами.
Яма здесь не только окоп, но и братская могила, утроба земли, в которой находят свой земной конец десятки людей, не по своей воле попавшие в объятия смерти. Точка зрения зрителя – это взгляд того, кто ещё жив, в мир мертвых, в подвалы смерти. Таким образом, зритель получает безопасный художественный опыт нахождения на самом краю небытия, где любое что и кто превращаются в НИЧТОжество и НИКТОжество.
Особую линию «околовоенных» произведений Поздеева представляют портреты ветеранов, аналог которым сложно найти в советском искусстве тех лет. «Герои» лишены какой-либо героики. Позирующие не собираются «встать в позу». Вместо людей-памятников представлены живые люди, в жизни которых война оставила глубокие раны. Это проявляется в нескладности – если не сказать калечности – их фигур, напряженности лиц, общей отрешённости и закрытости.
Это проявляется в их глазах, видевших такое, что хотелось бы забыть. Ветеранам Поздеева неуютно (не по себе) в праздничных костюмах, поскольку День Победы для них не только праздник. Их многомерный опыт прожитого и содеянного на войне не умещается в одномерном парадном образе Великой отечественной, предлагающем всего лишь одну из множества правд о фронтовых буднях. В противовес пафосному восприятию войны как школы жизни Поздеев своими портретами утверждает, что никакого позитивного опыта война не дает.
Отметим, что музей, в лице научных сотрудников Андрея Сокульского и Раисы Савонченко, проделал огромную работу по исследованию творчества красноярского художника. Уже издан альбом «Андрей Поздеев: из музейных собраний», где собраны более 600 произведений, некоторые из которых были опубликованы впервые. Недавно было оцифровано около 300 пленочных снимков, где запечатлена жизнь художника, процесс его творчества и сами работы.
Информация (на 30.11.2020):
Музейный центр «Площадь Мира».
Адрес: город Красноярск, Площадь Мира, дом 1.
Время работы: вторник, среда, пятница и воскресенье с 11:00 до 19:00, четверг и суббота с 11:00 до 21:00, понедельник – выходной день.
Стоимость билетов – https://mira1.ru/tickets