Четверг , 5 декабря 2024

Предчувствуя XX век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов.

С 21.07 до 15.11.2020 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Главное здание.

Государственная Третьяковская галерея представляет новый выставочной проект — это продолжение серии сменных экспозиций из цикла «Художник и время», который проходит в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» и посвящен важнейшим этапам истории русской графики.

На выставке представлены произведения В.М. Васнецова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.А. Серова, М.А. Врубеля и В.Э. Борисова-Мусатова — художников, без которых было бы невозможно наступление нового века в искусстве. Их произведения демонстрируются монографически, демонстрируя лучшие и характерные работы в отдельных залах.

Накануне ХХ столетия единая картина мира изобразительного искусства распалась на множество индивидуальных миров. Главенствовавшие во второй половине XIX века эстетические модели – академическая и передвижническая — ушли в прошлое, что сопровождалось революционными изменениями в иерархии жанров и техник.

Графика словно обрела второе дыхание после десятилетий пребывания в тени живописи и стремительно начала движение к самоценности, формируя новые стилистические приемы, новый язык, новые пути взаимодействия со зрителем. Тогда начала цениться не только точность воспроизведения действительности, но и выразительность самого рисунка, мастерство исполнения, экспрессия формы.

Особый интерес в этом проекте представляет то, что среди реформаторов, прежде других ощутивших приближение нового времени, были не только художники «рубежного поколения» — Валентин Серов, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, но и такие, казалось бы, укорененные в господствующей системе эстетических взглядов мастера, как Николай Ге, Илья Репин, Виктор Васнецов.

Графика Виктора Васнецова представлена на выставке эскизами храмовых росписей. Осуществленный им титанический труд по скрещиванию выразительных языков модерна и Средневековья при создании современной концепции храмовых росписей был воспринят современниками как вызывающий эксперимент. Показательно, что в бумажном варианте замысел Васнецова производит едва ли не большее впечатление, чем на стенах Владимирского собора в Киеве.

В художественном наследии Врубеля роль графики трудно переоценить: после «Демона поверженного» (1902) он практически не обращался к масляным краскам, воспринимая и изображая мир лишь посредством графики и достигая при этом пределов и глубин, прежде недоступных изобразительному искусству.

В страстно-документальных карандашных портретах Врубеля начала 1900-х годов уже читаются будущий «экспрессионизм» и многообразные формы «реализма» ХХ века. И неслучайно тема предчувствия, художественного пророчества – один из лейтмотивов его творчества.

Один из отцов-основателей передвижничества, Николай Ге, выбрал путь радикальной художественной реформы, вступив в открытый конфликт не только с цензурой и критикой, но и с публикой, которая была эпатирована необычностью его пластического языка и новизной пластической формы. В рисунках Ге особенно очевидно, как он проходит в своем творчестве путь, равный усилиям целого художественного поколения.

Илья Репин, оставаясь одним из корифеев передвижничества, в то же время совершил подлинную революцию в искусстве графики, пересмотрев задачи и обновив изобразительный язык рисунка. Особенный стиль репинского рисунка, высоко оцененный современниками, был определен ими как «живописный».

Репин моделирует форму, буквально ощупывая ее рукой, порой не прибегая к инструментам, пальцем растирая линию контура, «выбирая света» на темных участках изображения. Растушевка в сухих техниках, деликатно размытый контур в перовых рисунках, тончайшая нюансировка тонов в акварели создают сложный ритм, ощущение подвижной, «трепещущей» материи. Одной из особенностей дара Репина-рисовальщика была быстрота работы, которая позволяет зрителю ощутить темп рисования, охватить и пережить весь процесс в реальном времени.

Выставка дает редкую возможность одновременно увидеть графику И. Репина, В. Серова и М. Врубеля и сопоставить их рисунки второй половины 1880–1900-х годов, когда учитель и ученики уже выступали на равных.

Для Валентина Серова зона эксперимента располагалась на границе живописи и графики, а суть его поисков была во взаимообогащении этих видов искусства. В его произведениях графические и живописные приемы смешаны в различных пропорциях, но нарастающей тенденцией стало преобладание графического начала — стремление к плоскостности, к идеальной по своей лаконичности и остроте линии.

Несмотря на то, что период творческой активности Виктора Борисова-Мусатова совпадает с периодом расцвета М. Врубеля и В. Серова, этот художник воспринимается в другом времени, как представитель следующего поколения. Возможно потому, что Борисов-Мусатов неразделим со своими младшими современниками и художественными потомками — «голуборозовцами».

Мир, созданный Борисовым-Мусатовым, не имеет настоящего времени, а скорее действительно принадлежит и прошлому, и будущему. Предложенная художником манера работы пастелью расширяет возможности искусства в передаче эффектов освещения, световоздушной среды, состояния природы, игры в иные времена.

Выставка «Предчувствуя ХХ век» представляет уникальную возможность одновременно увидеть графику выдающихся художников рубежа столетий. Их произведения, представленные на выставке, открывают путь в искусство ХХ века. Для каждого из них именно графика, где радикальные нововведения приживались легче, стала лабораторией поиска.

Экспозиция из собрания Третьяковской галереи позволяет не только выявить индивидуальность каждого из авторов, но и отметить точки пересечения, обозначив некий объединяющий их всех вектор перемен.

 

изображения не найдены

 

Информация (на 16.07.2020):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Главное здание – Зал 49-54.

Адрес: Лаврушинский переулок, 10.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 250 рублей, дети до 18 лет — бесплатно.

Подробнее — https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/istoricheskoe-zdanie/

 

Смотреть еще

Весть. Государственный Русский музей – Корпус Бенуа.

Весть.

С 02.08 до 02.12.2024 в Государственном Русском музее – Корпус Бенуа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *