Вторник , Сентябрь 29 2020
Главная / Новости / Проект Мультимедиа Арт Музея «Наша Победа — 75». Глава 7. 1944 год.

Проект Мультимедиа Арт Музея «Наша Победа — 75». Глава 7. 1944 год.

С 18.06.2020.

Мультимедиа Арт Музей, Москва в рамках программы «История России в фотографиях» 9 мая начал проект «Наша Победа — 75» на портале 9may.russiainphoto.ru. Он продлится до 24 июня, когда в 1945 году в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы. Каждый четверг на сайте проекта музей открывает новые главы фотолетописи Великой Отечественной войны.

Новый раздел откроется 18 июня и будет посвящен второй половине 1944 года. В этот период Красная армия полностью восстанавливает границу СССР. Начинается масштабное наступление и освобождение Европы.

https://9may.russiainphoto.ru

В июле 1944 года советские войска вступили на территорию Польши, а к концу лета форсировали реку Висла.

Аркадий Шайхет, Александр Устинов и Юрий Чернышев снимали продвижение советских войск на запад. В ходе операции в июле был освобожден концлагерь Майданек, располагавшийся на окраине польского города Люблин. По мере наступления красноармейцев немцы спешно ликвидировали концлагеря и переводили их подальше от линии фронта. Последняя партия узников Майданека была эвакуирована 22 июля, всего за день до того, как Люблин заняли войска 1-го Белорусского фронта.  Фотография Виктора Тёмина «Останки пленных концлагеря Майданек» стала всемирным символом ужасов Холокоста.

В сентябре 1944 года советские войска вошли в Болгарию. Болгарская операция длилась всего два дня. Болгария была единственным сателлитом Третьего рейха, который даже символически не участвовал в войне против СССР.  Однако немцы использовали ее транспортную инфраструктуру. По требованию советского правительства, Болгария объявила нейтралитет, и солдаты Вермахта покинули ее территорию. 9 сентября боевые действия были прекращены, а 16-го болгарское население приветствовало советских солдат в Софии. Об этих событиях рассказывает видеоролик, составленный из фотографий Евгения Халдея.

Одновременно СССР начинает наступление в Восточных Карпатах. 31 августа словацкие повстанцы, поднявшие восстание против вермахта, обратились к советскому руководству за военной помощью. Восточно-Карпатская операция началась 8 сентября и закончилась 28 октября. В ходе операции советские бойцы овладели новыми территориями, но прорваться к повстанцам им не удалось. Словацкое восстание было подавлено. Об ожесточенных боях в Карпатских горах расскажут видеоролик и онлайн-выставка, составленные из фотографий Аркадия Шайхета.  

Сразу за операцией в Восточных Карпатах последовала Будапештская операция (29 октября 1944 — 13 февраля 1945). Ее задачей было вывести Венгрию из войны и создать условия для наступления на территории Австрии и Чехословакии.

Евгений Халдей и Иван Шагин оставили нам фотографии самого продолжительного за время Второй мировой войны штурма города: освобождение Будапешта заняло 108 дней и закончилось лишь 13 февраля 1945 года.

 

Евгений Халдей «Старший лейтенант Дмитрий Кудашев входит со своим взводом в Белград» 1944. Собрание МАММ. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музей.
Евгений Халдей «Старший лейтенант Дмитрий Кудашев входит со своим взводом в Белград» 1944. Собрание МАММ. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музей.

 

В сентябре — октябре 1944 года Красная армия освободила Югославию. К 20 октября был освобожден Белград, восстановлена югославская государственность. Ликующие толпы, встречающие советских бойцов в югославских селах и на улицах Белграда, запечатлены на фотографиях Евгения Халдея.

15 октября 1944, в рамках Прибалтийской стратегической наступательной операции, советская армия освободила Ригу. В ходе боевых действий Старый город сильно пострадал. Пылающие улицы только что освобожденной столицы были засняты Сергеем Коршуновым и Иваном Шагиным. 22 октября 1944 года Красная армия вышла на государственную границу Советского Союза и Норвегии. Граница СССР была полностью восстановлена.

Началось наступление на территорию Восточной Пруссии. Продвижение давалось советским бойцам с трудом, немецкие войска оказывали упорное сопротивление.  Хотя цели операции не были достигнуты в полной мере, Красная армия заняла более тысячи населенных пунктов и продвинулась на 50—100 километров на запад. Боевые действия перенеслись на территорию врага.

Вместе с частями Красной армии вглубь вражеской территории продвигались фотографы Иван Шагин, Эммануил Евзерихин, Михаил Савин, Марк Марков-Гринберг и Аркадий Шайхет. Их фотографии позволят увидеть бои в Восточной Пруссии воочию.

 

Николай Шестаков «Фронтовая встреча. Отец и дочь встретились на фронте в 1944 году. Санинструктор артполка Татьяна Конева с отцом». Собрание МАММ. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музей.
Николай Шестаков «Фронтовая встреча. Отец и дочь встретились на фронте в 1944 году. Санинструктор артполка Татьяна Конева с отцом». Собрание МАММ. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музей.

 

Серию видеороликов о военных фотографах продолжат рассказы о Николае Шестакове и Дмитрии Бальтерманце.

Николай Шестаков (1904—1956) до войны работал фотокорреспондентом журнала «СССР на стройке». На фронт ушел добровольцем, и был зачислен в саперный батальон. Почти месяц провел в плену, откуда сбежал с двумя солдатами к партизанам. Воевал под Сталинградом. В одном из освобожденных селений случайно нашел немецкий фотоаппарат Leica, показал его командиру и рассказал, что до войны работал фотокором. 

Вскоре он приступил к обязанностям фоторепортера фронтовой газеты «Суворовский натиск» (в дальнейшем — «За Родину»). Шестаков делал репортажи из Сталинграда, Будапешта, Вены, Праги, запечатлел встречу советских и американских войск в Чехословакии, мирную жизнь в освобожденных советскими войсками городах. За боевые заслуги Николай Шестаков был удостоен ордена Красной Звезды.

Дмитрий Бальтерманц (1912—1990) — классик советской фотографии. Среди почитателей его таланта были Анри Картье-Брессон, Марк Рибу и Робер Дуано. Еще при жизни у Бальтерманца состоялись персональные выставки в Лондоне (1964) и Нью-Йорке (1956).

С началом Великой Отечественной войны Бальтерманц был отправлен на фронт как военный корреспондент. Уже в 1941 году во время Битвы под Москвой он сделал один из самых известных своих снимков — «Атака». По воспоминаниям Бальтерманца, редакция отказывалась печатать «Атаку» со словами: «Почему у тебя там полчеловека?!». В результате в «Известиях» был опубликован полный кадр. Прославивший Бальтерманца кадрированный, предельно экспрессивный вариант увидел свет лишь десятилетия спустя.

Похожая судьба постигла другой его фотографический шедевр — «Горе». Двадцать лет фотография «Горе», снятая в 1942 году под Керчью, пролежала в архиве Бальтерманца, пока в 1960-е годы в Москву не приехал итальянский фотограф Кайо Гарруба, собиравший работы для масштабной международной выставки «Что есть человек». Разбирая коробки с военными снимками, он нашел этот кадр и решил показать на выставке.

Фотография прославила Бальтерманца на весь мир. В Ватикане ее хотели использовать в духовной энциклопедии как иллюстрацию человеческого горя. Генрих Белль, лауреат Нобелевской премии по литературе, назвал ее «символом трагедии войны».  В СССР фотографию, не соответствовавшую идеологическим канонам, впервые опубликовали лишь в 1975 году. 

В 1942 году Бальтерманц — из-за ошибки редакции, в которой несправедливо обвинили его, — был уволен из газеты, разжалован в рядовые и отправлен в штрафбат. В 1943-м во время службы в штрафбате он получил тяжелое ранение в ногу. После лечения вновь оказался на фронте в качестве фотокорреспондента газеты «На разгром врага».

В 1944 году редактор издания представил его к ордену Красной Звезды с формулировкой: «В наступательных боях и в период боевой учебы нашей армии [Бальтерманц] работал с полным напряжением сил, отображая в фотоснимках наступательные действия наших бойцов и офицеров, показывая героев боев.

Нередко работа Д. Бальтерманца была связана с риском, фотосъемки происходили в обстановке жестоких боев, но тем не менее задания выполнялись в срок и полностью». В 1945 году фотограф был также награжден орденом Отечественной войны II степени. После войны Бальтерманц возглавил фотоотдел главного фотоиллюстрированного журнала СССР «Огонек» и проработал там до самой смерти.

 

Дмитрий Бальтерманц «Форсирование Одера» Декабрь 1944. Собрание МАММ. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музей.
Дмитрий Бальтерманц «Форсирование Одера» Декабрь 1944. Собрание МАММ. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музей.

 

На сайте 9may.russiainphoto.ru уже открыты шесть глав: «1945. Победа», «Первые дни войны», «1941. Начало войны», «1942. Мобилизация всех сил», «1943. Год перелома» и «1944. Начало освободительных операций». Последняя глава будет доступна с 24 июня.

Всего в проекте 75 видеороликов на основе фотографий, 25 фотовыставок, ролики, посвященные военным фотографам, видеоролики на основе кинохроники военных лет, а также фотовыставки на основе семейных архивов, присланных пользователями на сайт «История России в фотографиях».

Особая часть проекта «Наша Победа — 75» — поиск утраченных имен военных фотографов и восстановление их биографий на странице warphotographers.russiainphoto.ru. В наших архивах есть снимки, авторы которых пока не установлены. Есть авторы, о которых неизвестно ничего, кроме имени и фамилии.

Каждый зритель сможет помочь в установлении автора фотографии, а также сможет добавить факты, помогающие восстановить биографии фотографов. Если у вас есть информация, присылайте ее на почту 9may@russiainphoto.ru. Совместными усилиями мы сможем вернуть из забвения имена тех, кто внес вклад в фотолетопись Великой Отечественной войны.

Карты сражений Великой Отечественной войны предоставлены АО «Роскартография» из Атласа сражений, выпущенного к 75-летию Великой Победы.

Корпоративный попечитель музея: Норникель.

 

Check Also

Сергей Чиликов (1953–2020). Ретроспектива.

Сергей Чиликов (1953–2020). Ретроспектива.

С 05.09 до 22.11.2020 в Мультимедиа Арт Музее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *