С 04.06.2020.
Мультимедиа Арт Музей, Москва в рамках программы «История России в фотографиях» 9 мая начал проект «Наша Победа — 75» на портале 9may.russiainphoto.ru. Он продлится до 24 июня — дня, когда в 1945 году в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы. Каждый четверг на сайте проекта открываются новые главы фотолетописи Великой Отечественной войны.
Новый раздел откроется 4 июня и будет посвящен 1943 году.
Ключевым событием театра военных действий в 1943 году стала Битва на Курской дуге, продлившаяся 50 дней и ставшая крупнейшим танковым сражением Второй мировой войны. С обеих сторон в нем участвовало около 6000 танков и самоходных орудий.
«Поле в 16–18 квадратных километров представляло собой сплошную массу машин, изрыгающих огонь. На поле стоят сотни факелов, костров — горящих танков, как наших, так и противника. Авиация <…> с утра до вечера беспрерывно бомбила, самолеты по 16–18 штук гонялись друг за другом, <…> наши штурмовики работали беспрерывным потоком», — описывал эти страшные бои подполковник Евгений Ивановский.
Подбитые танки ремонтировали прямо под огнем противника, располагавшегося всего в нескольких сотнях метров, и снова бросали в бой. К 23 июля советские бойцы остановили продвижение отборных немецких дивизий, и Красная армия перешла в контрнаступление. Бесценные фотографии из собрания МАММ, ради создания которых фотокорреспонденты рисковали своими жизнями, позволят вам стать свидетелями тех эпохальных событий.
Танковые силы сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне. Им посвящена выставка «Танкисты», в которую вошли снимки выдающихся фотографов — Евгения Халдея, Аркадия Шайхета, Ивана Шагина, Дмитрия Бальтерманца и Георгия Петрусова.
За сражением на Курской дуге последовала решающая Битва за Днепр (26 августа — 23 октября), позволившая Красной армии развить наступление, освободить Киев и важнейшие промышленные и металлургические центры Левобережной Украины.
С обеих сторон в ней приняло участие почти 4 миллиона человек. Несмотря на заявление Гитлера о том, что «скорее Днепр поменяет течение, нежели русские переправятся через него», советским войскам удалось в короткий срок форсировать этот водный рубеж и нанеси вермахту крупное поражение.
В конце 1943 года, когда перелом в войне стал очевиден, состоялась Тегеранская конференция — первая конференция «большой тройки», где собрались руководители трех государств антифашисткой коалиции — Сталин, Рузвельт и Черчилль.
Встреча в Тегеране стала судьбоносной и для дальнейшего хода войны, и для устройства послевоенного мира. Выдающиеся советские фотографы Самарий Гурарий и Виктор Тёмин запечатлели эту важнейшую встречу лидеров СССР, США и Великобритании, на которой было принято решение об открытии второго фронта.
В новой главе фотолетописи «Наша Победа — 75» также будут опубликованы видеосюжеты об освобождении Северного Кавказа, Вязьмы и Смоленска, Белгорода и Орла, Новороссийска и Полтавы. В 1943 году в Красной армии снова появились погоны, упраздненные после Октябрьской революции. Этому посвящен отдельный видеоролик, составленный на основе фотографий из коллекции МАММ.
Героями новых видеосюжетов о военных фотографах станут Эммануил Евзерихин (1911—1984) и Павел Трошкин (1909—1944).
Эммануил Евзерихин — классик советской фотографии. Его персональная выставка открылась в МАММ в рамках «Фотобиеннале-2020». Зрители смогут увидеть ее с 15 июля, как только музей откроется после карантина.
Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2020/03/emmanuil-evzerihin-retrospektiva/
Павел Трошкин, фотокорреспондент газеты «Известия», не дожил до Победы. Он погиб в сентябре 1944 года под современным Ивано-Франковском (в то время — Станиславом). К 1941 году Трошкин уже успел побывать на советско-финской войне, участвовал в боях на Халхин-Голе.
С первых дней Великой Отечественной войны он находился на передовой. Снимал бои под Москвой, оборону Сталинграда, Курскую дугу, форсирование Днепра, освобождение Крыма и Западной Украины. Ему удавалось вернуться с «горячими снимками» из самого пекла битвы.
«В моей памяти он сохранился человеком сильным, упрямым и до такой степени необузданным в своей работе, что с ним было опасно ездить. <…> Остался в моей памяти облик, пожалуй, самого бесстрашного из всех наших фотокорреспондентов», — вспоминал о Трошкине писатель Константин Симонов. Павел Трошкин считается одним из прототипов фотокорреспондента Мишки в фильме «Живые и мертвые».
На сайте 9may.russiainphoto.ru уже открыты четыре главы: «1945. Победа», «Первые дни войны», «1941. Начало войны» и «1942. Мобилизация всех сил». Следите за обновлениями сайта каждый четверг, впереди 3 главы, последняя из которых будет доступна с 24 июня.
Всего в проекте 75 видеороликов на основе фотографий, 25 фотовыставок, ролики, посвященные военным фотографам, видеоролики на основе кинохроники военных лет, а также фотовыставки на основе семейных архивов, присланных пользователями на сайт «История России в фотографиях».
Особая часть проекта «Наша Победа — 75» — поиск утраченных имен военных фотографов и восстановление их биографий на странице warphotographers.russiainphoto.ru. В наших архивах есть снимки, авторы которых пока не установлены. Есть авторы, о которых неизвестно ничего, кроме имени и фамилии.
Каждый зритель сможет помочь в установлении автора фотографии, а также сможет добавить факты, помогающие восстановить биографии фотографов. Если у вас есть информация, присылайте ее на почту 9may@russiainphoto.ru. Совместными усилиями мы сможем вернуть из забвения имена тех, кто внес вклад в фотолетопись Великой Отечественной войны.
Карты сражений Великой Отечественной войны предоставлены АО «Роскартография» из Атласа сражений, выпущенного к 75-летию Великой Победы.
Корпоративный попечитель музея: Норникель.