С 14.05 по 11.06.2020 – Государственная Третьяковская галерея.
Серия публичных дискуссий, традиционно проходивших на площадке перед Башней Татлина, в этот раз состоится онлайн. Темы встреч, предлагаемые к разбору и последующему обсуждению, затрагивают не только ключевые разделы выставки, но и перекликаются с сегодняшними «практиками» жизни на самоизоляции.
Трансляции и записи дискуссий бесплатно доступны в социальных сетях музея. Присоединяйтесь к facebook, youtube или вконтакте. Подробная программа – https://www.tretyakovgallery.ru/programs/metanarrativy-tsikl-onlayn-diskussiy-k-vystavke-nenavsegda-1968-1985-/
Дискуссии объединены в цикл под названием «Метанарративы».
Метанарратив — понятие, обозначающее способ упорядочивания исторической реальности при помощи знаков, теорий, представлений о человеке и обществе, о свободе и справедливости.
В таком историческом большом нарративе акцент делается на будущих событиях: Ж.-Ф. Лиотар говорит о таких метанарративах, как самовысвобождение сознающего духа у Гегеля или универсальная политическая эмансипация рабочего класса у Маркса.
Почему важно говорить о советской культуре эпохи застоя в терминах метанарратива? Поскольку советский проект представлял собой подобный большой нарратив, в котором человек мыслился как представитель одного большого «мы» — следовательно и универсальная история была не фоном индивидуальной жизни, а её сущностью.
При этом именно тогда началось складывание постмодернистской — дискретной и ситуативной — культуры, нарушающей все прежние иерархии. Несмотря на железный занавес, советские искусство и быт не остались в стороне от реорганизующей силы постмодерна: появляются Комар и Меламид, критикующие сам институт искусства, набирает популярность фильм “Брейк-данс” (1984), а режиссеры улавливают общую тенденцию для эпохи — всматривание людей вглубь себя, уставших от величественных образов будущего в настоящем.
Оказавшись свидетелями пандемии, мы в 2020 году стали вновь мыслить в категориях метанарративности, поскольку превратились в одну глобальную общность, направленную на будущее благо — излечение от вируса.
Для его достижения мы все вместе засели дома, делаем пожертвования, записываемся в волонтеры, а также контролируем, надзираем и подчиняемся. Философ С. Жижек уже делает прогноз о том, что мы вошли в эпоху нового коммунизма, но навсегда ли это?