С 25.05 по 31.05.2020.
ГМИИ им. А.С. Пушкина еженедельно дополняет онлайн-программу #НаединесПушкинским, объединяющую все интернет-проекты музея и представляющую новые форматы взаимодействия с аудиторией в период, пока музей закрыт для посетителей.
Полная информация обо всех онлайн-активностях в период, пока музей закрыт для посетителей, представлена на специальной странице #НаединесПушкинским на сайте музея — https://pushkinmuseum.art/media/online
Спросите хранителя
Серия онлайн встреч предоставляет возможность пообщаться с хранителями музейных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина и задать им вопросы. Трансляции встреч проходят в социальных сетях музея: Facebook, VK. Прошедшие встречи доступны по ссылке.
25 мая, 14:00 в прямой эфир выйдет Наталия Веденеева, заведующий отделом графики ГМИИ имени А.С. Пушкина, хранитель фонда французской гравюры. Тема: «Бумага: история, особенности хранения, водяные знаки». Встреча будет посвящена особенностям музейного хранения и изучения самой распространенной основы большинства произведений графики. Наталия Олеговна расскажет о типах бумаги, истории развития бумажного производства, водяных знаках и владельческих печатях. После вступительного рассказа Наталия Олеговна ответит на вопросы слушателей.
Онлайн-лекции
Трансляции проходят в социальных сетях музея: Facebook, VK. Регистрация не требуется.
25 мая, 19:00 – «Какие издания livre d’artiste не увидел бы мир, если бы Марк Шагал не покинул Россию в 1922 году». Из цикла лекций «Издания livre d’artiste в истории искусства ХХ века»
Печатная графика занимала важное место в творчестве Марка Шагала. Оказавшись в 1922 году в Берлине, художник начал осваивать технику офорта и создавать свои первые серии работ в изданиях livre d’artiste. В дальнейшем Шагал много и разнообразно работал в техниках офорта и литографии. В лекции рассмотрены наиболее важные, этапные работы Марка Шагала в изданиях livre d’artiste.
Авторский курс лекций коллекционера Бориса Фридмана повествует о самостоятельном жанре, возникшем в самом начале прошлого столетия и ставшем любимейшим занятием практически всех первых имен изобразительного и ваятельного искусств ХХ века. На конкретных примерах показаны многообразие жанра изданий livre d’artiste, отношения между художником, автором текста, типографом, печатником, дизайнером и издателем, для которых эта деятельность стала своего рода площадкой творческого общения. В изданиях livre d’artiste как в зеркале отражена история развития графического искусства ХХ века.
26 мая, 14:00 – «Венецианские банкеты эпохи Возрождения: от традиций до живописного воплощения». Из цикла лекций от Научной библиотеки ГМИИ им. А.С. Пушкина
Практически любое торжество в ренессансной Венеции сопровождалось изысканным банкетом. Традиционное праздничное застолье могло длиться от нескольких часов до целой недели и подчинялось особым правилам, которые регламентировали как меню и порядок подачи блюд, так и виды специальных банкетных увеселений.
Торжественные пиры, собиравшие за столом нарядно одетых гостей, которым ассистировали многочисленные слуги, в XVI веке нередко становились темой живописных произведений на сюжеты из Священного писания. Из лекции слушатели узнают, по каким поводам в ренессансной Венеции устраивались банкеты, что входило в меню праздничного пира, кто прислуживал знатным сотрапезникам и какие из гастрономических традиций той поры нашли отражение в живописи на библейские сюжеты.
Лекцию прочитает Екатерина Игошина, кандидат искусствоведения, заведующий Научной библиотекой ГМИИ им. А.С. Пушкина.
26 мая, 19:00 – «Святослав Рихтер: дары друзей и поклонников». Из цикла «От слесаря до князя. Частные коллекционеры и судьбы их собраний»
Знаменитый пианист не был коллекционером. Святослав Теофилович окружал себя картинами своих друзей, подарками почитателей его таланта и гравюрами с видами полюбившихся европейских городов. При попытке дать характеристику его собранию поражает почти случайное соседство имен художников и разновеликость их дарований – и все-таки случайность эта только кажущаяся.
Рихтер не всегда мог предвидеть, что станет его новым приобретением, но вместе с тем старался выстраивать некую внутреннюю иерархию бытовавших в его собрании художественных произведений. Имена любимых художников и друзей пианиста хорошо известны: Р. Фальк, Д. Краснопевцев, В. Шухаев, Н. Северцова-Габричевская. Особое место в этом собрании занимают работы самого Рихтера – ученика Фалька и А. Трояновской, талантливого графика, мастера пастели.
Лекцию прочитает Алексей Савинов, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.
27 мая, 14:00 – «Уильям Тёрнер и Уильям Блейк. Из XVIII столетия в XX век». Из цикла «История британского искусства через призму выставок в ГМИИ им. А.С. Пушкина»
Трудно себе представить менее похожих художников – рационалиста Тёрнера, стремившегося привить британской живописи формат «большого стиля», и визионера Блейка – одного из самых оригинальных маргиналов в европейском искусстве. Тем не менее, они не только жили и работали в одну эпоху, но и сыграли важную роль в искусстве британского романтизма, а также оказали серьезное влияние на европейских модернистов.
Лекцию прочитает Анна Познанская.
27 мая, 19:00 – «Поль Сезанн. От первой выставки импрессионизма до “отшельника из Экса”». Из цикла «Импрессионизм. Ракурсы»
В парижской среде художников-новаторов уроженец Прованса Поль Сезанн считался нелюдимым и простоватым. И его почерк в искусстве, с самого начала сколь основательный, столь и страстный, и жизненная позиция ставили Сезанна в особое положение в любой ситуации, даже на первой выставке импрессионистов в 1874 году, в которой художник принял участие.
К концу XIX века за ним закрепилось прозвище «отшельник из Экса», намекавшее на нелюдимость и таинственность. Как к Сезанну пришла запоздалая слава, почему его считают «отцом» современного искусства, и как он на него повлиял — об этом пойдет речь на лекции.
Лекцию прочитает Алексей Петухов.
28 мая, 14:00 – вторая лекция из цикла «Судьбы коллекционеров второй половины XIX–XXI веков и роли художественного рынка в формировании музейных собраний».
Могут ли музеи существовать без коллекционеров и маршанов? Какова роль коллекционеров и маршанов в истории искусства? Этой вечной, но все еще болезненной теме, посвящен авторский курс лекций Сурии Садековой.
Сурия Садекова – куратор, заведующий отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина. В 2004–2014 гг. работала постоянным корреспондентом отдела культуры издательского дома «Коммерсантъ» в Париже. Автор многочисленных статей об искусстве и мировом художественном рынке. Автор книги «Моя дорогая мебель: Искусство покупать антиквариат». Куратор выставок в ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Хаим Сутин. Ретроспектива», «Анатомия кубизма», «Восточный джаз / East West Jazz».
28 мая, 19:00 – «Бриджет Райли: оптическая медитация». Из цикла «20 коротких историй о современном искусстве»
В этом цикле собраны короткие истории о художниках, чьи произведения уже успели стать классикой современного искусства – от послевоенных лет до наших дней. Герои этих рассказов очень разные, а спектр их поисков включает живопись и скульптуру, видео и перформанс, масштабные инсталляции и работу с ландшафтом, и многое другое.
Объединяет всех выбранных для этого цикла персонажей их сосредоточенный, глубокий, философский подход к созданию искусства, требование полного погружения в творческий процесс. Результатом становятся произведения, способные замедлить ход времени, отключить зрителя от внешних раздражителей и настроить его на спокойное созерцание – состояние, которое ускользает от нас в мире высоких скоростей.
Лекции читает Екатерина Кочеткова.
29 мая, 14:00 – «Фальшивый Дюрер и подлинный монограммист А.В.: картина “Бегство В Египет” в контексте интерпретации темы “Детство Христа”». Из цикла «Скрытая символика и апокрифы в картинах немецких художников эпохи Поздней готики и Возрождения»
Пушкинский музей продолжает авторский курс лекций, который читает Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени А.С. Пушкина, доктор искусствоведения, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, член CODART и NIAS (Нидерланды), HNA (США).
29 мая, 19:00 – заключительная лекция цикла «Искусство в изоляции. Опыт ХХ века»
Тема и лектор будут объявлены позже. 2020 год заставил человечество столкнуться с новой ситуацией, с новой реальностью – когда физически доступный индивиду мир сузился до четырех стен. Вместе с тем стратегия изоляции и самоизоляции на протяжении ХХ столетия для многих художников становилась важным средством художественного высказывания. В данном курсе собрано несколько подобных историй.
Проект «100 способов прожить минуту». В рамках направления Пушкинский XXI
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет серию показов классиков медиаискусства и современных художников португало- и испаноговорящих стран. Программа «Скука», проходящая совместно с галереей SENDA (Барселона), расширяет географию проекта «100 способов прожить минуту» и предлагает панораму работ наиболее интересных художников Иберо-Америки, использующих видео как инструмент изучения темы личных переживаний и тревожных состояний современного человека, а также общих социальных вопросов.
30 мая, 19:00 в разделе «Цифровой обмен» пройдет показ работ Гленды Леон (Куба, р. 1976):
«Разговор с Богом» (2018). Одноканальная видеоинсталляция, 5’27’’. Цвет, звук
«Мираж II» (2019). Одноканальная видеоинсталляция, 2’58’’. Цвет, звук
«Каждый вдох II” (2015). Одноканальная видеоинсталляция, 1’36’’. Цвет, звук
«Зависание» (2003). Одноканальная видеоинсталляция, 0’53’’. Цвет, звук
Все материалы проекта находятся в открытом доступе на сайте: https://100waystoliveaminute.pushkinmuseum.art
Произведения раздела «Цифровой обмен» доступны в течение суток с момента старта трансляции.