С 06.03 до 30.06.2020 в Мультимедиа Арт Музее.
В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Александра Слюсарева «Геометрия света», приуроченную к 10-летию со дня смерти автора.
Александр Слюсарев (1944—2010) получил блестящее филологическое образование и работал переводчиком с итальянского языка. Фотографией увлекся еще в школе, посещал студию при журнале «Советское фото». С конца 1960-х участвует в выставках, сначала в Прибалтике, потом — в России.
Его вхождение в фотографию совпадает со временем хрущевской оттепели. В 1957 году в Москве проходит Международный фестиваль молодежи и студентов, в страну хлынули зарубежные книги и журналы, в том числе по фотографии. Журнал Camera стал для Слюсарева одним из важнейших проводников в мир фотоискусства.
Уже первые снимки Слюсарева начала 1960-х — заявка на создание собственного стиля, принципиально противоположного как устоям социалистического реализма, так и новому реализму документальной фотографии того времени.
Его интерес к формальным вопросам фотографии, проблемам света, композиции, с одной стороны, определял его творческий путь; с другой стороны, он занимался поисками метафизического содержания и трансцендентного начала.
Именно Слюсареву принадлежит термин «метафизическая фотография», введенный им в 1970-е годы. Интересно, что и в поэзии в это время появляется школа мета-метафорических поэтов (Алексей Парщиков, Иван Жданов, Александр Ерёменко), которые ставили в своем творчестве подобные задачи.
Минимализм, интерес к разрушенным фактурам и текстурам, которыми была полна советская действительность и которых не замечал глаз идеологизированного советского человека, предельная интимность и одновременно философское обобщение стали главными особенностями творчества Александра Слюсарева конца 1960-х — начала 1970-х годов.
Излюбленным сюжетом Слюсарева являются окна. Стоит заметить, что в 1970-е годы такие важнейшие художники русского андеграунда, как Иван Чуйков, Эрик Булатов, Олег Васильев, также создают серии работ, связанных с окнами, и поднимают проблему «выхода».
В абсолютно закрытом, отгороженном от мира железным занавесом Советском Союзе проблема выхода становится важнейшим экзистенциальным вопросом. Выходом для Слюсарева оказывается свет.
В лаконичных, минималистских и изысканных работах Александра Слюсарева то, что за кадром, всегда важнее изображаемого. В обществе, где все говорили на эзоповом языке, где смыслы были затерты идеологическими слоганами, где видели то, что знали, фотография для Слюсарева становится инструментом философской рефлексии и альтернативным способом жизни.
Радикальные эксперименты Александра Слюсарева в построении «плоского пейзажа» без линейной и диагональной перспективы, введение цвета в черно-белую фотографию и концептуальный подход к фотографии, где проблема нарратива уходит на дальний план, а акцент делается на исследовании самой природы фотографии как нового медиа, заслуженно привели к тому, что творчество Слюсарева оказалось в коллекциях крупнейших мировых музеев, в том числе в Тейт Модерн.
Мультимедиа Арт Музей гордится тем, что с первых дней своего существования много и плодотворно работал с этим большим художником и смог аккумулировать в коллекции МАММ значительную и важную часть его фотографий.
Куратор: Анна Зайцева
Информация (на 06.03.2020):
Мультимедиа Арт Музей.
Адрес: улица Остоженка дом 16.
Ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры.
Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.
Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для школьников и пенсионеров – 50 рублей.
Каждый третий вторник месяца вход в музей для всех посетителей бесплатный.