C 07.02 до 10.03.2019 в Галерее ГУМ-Red-Line.
Галерея ГУМ-Red-Line представляет выставку художников Марии и Александра Погоржельских – Игра. Жизнь. Маски. История. Путь. Смысл. Вос(Соединение). Про(Образ).
Александр Погоржельский представлен новой серией работ Folk embroidery motifs (холст, масло, 2019, всего 22 картины) и монументальной инсталляцией Shadows of Forgotten Ancestors, состоящей из 120 рисунков (бумага, карандаш, 2018–2019).
Абстрактное «вышивание» трансцендентных образов на холстах Folk embroidery motifs – это приглашение художника к постижению имманентных начал; неслучайно преобладание пастельных тонов оранжевого и белого: в теории цвета их оттенки несут в себе энергетику как жизни, так и смерти. Метафизика.
В то же время инсталляция Shadows of Forgotten Ancestors работает и обретает совершенно особый сакральный смысл в пространстве галереи ГУМ-Red-Line: на фоне Красной площади Москвы эскизы костюмов увлекают зрителя в вековую историю традиций, оживляя коллективную память поколений. Aeternum.
Мария Погоржельская представлена новым проектом Private Zone (холст, масло, 2007–2019, всего серия из 30 картин), выставляющимся впервые в полном объеме на нашей экспозиции. Большая часть работ выполнена в 2019 году для данной выставки, но зрители увидят и портреты Натальи Водяновой, написанные художницей в 2012 году для проекта журнала Vogue.
Private Zone находится в поле индивидуального, сиюминутного, точного воспроизведения определенного момента частной женской жизни. Фотографическая память и «быстрый свет» на плоскости – главный инструмент художницы, в лучших традициях «нового реализма».
Неслучайно и многократно маленький формат работы служит эскизом большой картины, словно негатив для фотографии. Своего рода «метаморфоза этюда» – отдельная линия определенных картин, представленная к исследованию зрителя на выставке. Hic et nunc.
Выставка «Про(Образ)» дает представление о том направлении современной живописи, пространства которой находятся на перекрестке определенного восточного и западного искусства – это выявление объективно разных, но логически последовательных подходов в живописи.
Наше повествование не привязано к стилистическим особенностям и характерным формулам работ Погоржельских, но проходит по «касательным» в рамках одной и той же изобразительной практики и утонченного владения цветом обоих художников.
Энергия двухмерных фигур на плоском фоне. Маски. Именно они проносят зрителя через историю к истокам и самобытности. Будь то народный/церемониальный костюм предков и абстрактно-мифический вневременной образ (Александр Погоржельский) или маска ежедневного ритуала женского ухода за собой и точный портрет (часто автопортрет) в конкретном временном отрезке, действительности «здесь сейчас» (Мария Погоржельская).
Поиск идентичности через прошлое и выражение сути через настоящее, повседневное. Сакрализация как памяти исторической, так и памяти индивидуальной. Коннотации времени обыграны обоими художниками через концепцию памяти путем умышленного отрицания увеличения «не-мест» в современном обществе, в рамках антропологии «гипермодерна» Оже и социального пространства.
Таким образом, через представленные художественные работы происходит целостное «эмоционально-интуитивное» постижение действительности, реальной или воображаемой.
Куратор выставки и автор текста – Татьяна Мартьянова
Информация (на 01.02.2020):
Галерея «ГУМ-Red-Line».
Адрес: Красная площадь, 3, ГУМ, 1-я линия, 3-й этаж.
Ближайшие станции метро «Охотный ряд», «Театральная» и «Площадь Революции».
Время работы: ежедневно с 10:00 до 22:00.
Вход свободный.