Среда , Октябрь 23 2019
Главная / Художники / Б / Борисов-Мусатов Виктор / Сады Серебряного века.

Сады Серебряного века.

С 27.04 до 26.08.2020 в Музее-заповеднике «Царицыно» — Хлебный дом.

В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка о поэзии реальных и воображаемых садов второй половины XIX – начала ХХ века.

Сияющий сад и таинственный парк – любимая тема в культуре Серебряного века. Сад питает воображение и рождает символы, соединяет природные стихии с изысканными формами искусства. Образ сада изменчив: цветок, в котором скрыта Вселенная, оживающий кованый стебель в ограде особняка, библейский Рай и античная священная роща.

Александр Блок однажды сказал: «Что нам сажать розы на земле, не лучше ли на небе?». «Небесным садоводством» занимались писатели Чехов и Гаршин, поэты Бальмонт и Анненский, художники Васнецов и Гончарова, архитекторы Шехтель и Квятковский. Интеллектуалы Серебряного века, влюбленные в старинные парки, – Александр Бенуа, Владимир Курбатов, Алексей Греч, — стали историками и защитниками садового мира уже в ХХ веке.

Выставка, на которой представлено около 400 экспонатов из 20 музеев и частных собраний, посвящена всем вариантам садовой темы Серебряного века. Каждый зал – как глава одной этой большой книги.

«Сад символов» представляет загадочные цветы Александра Головина и Михаила Врубеля, узорные ткани Александра Гауша и утренний пейзаж Игоря Грабаря, образы женщины-цветка и платья-цветка.

В следующем зале в цвете и рельефах воссоздан знаменитый древнерусский интерьер 1903 года – «Теремок» Головина, который приютил мебель из двух рассадников нового стиля – Абрамцева и Талашкина. Рядом размещена архитектурная графика Федора Шехтеля и видеофильм о «каменном саде» в архитектуре русского модерна.

Два больших зала посвящены живописным воплощениям сада.

«Сад памяти» показывает панораму образов реального парка: здесь представлены лирические усадебные сцены Станислава Жуковского, малые сокровища пейзажного искусства — пейзажи Федора Васильева и Валентина Серова, удивительная и малоизвестная картина Эльзы Баклунд «Бабушкино платье», любимые парки Александра Бенуа — Петергоф и Версаль. Можно долго рассматривать крошечные гравюры Анны Остроумовой-Лебедевой, на которых показаны моменты жизни Павловского парка, утро и вечер, солнце и дождь, туман и радуга.

Зал «Сад мечты» посвящен образам, которые Николай Гумилев назвал «сады моей души». Это музыкальные композиции Виктора Борисова-Мусатова, созданные по собственным фотографиям, лирические образы художников «Голубой розы», искусственные цветы и потусторонние праздники Николая Сапунова.

Ностальгия по прежним садам и предчувствие будущих разрушений окрашивают всю культуру Серебряного века. В зале под названием «В старой усадьбе» представлена история гибели императорского дворца в Ореанде и стихи двух поэтов, скорбящих «над просветленною страданьем красотой». Здесь представлена и большая серия художественных фотографий, в которых усадебный парк уже овеян туманом времени.

«Сады на сцене» – это антология пейзажных образов в русском театре, где ведущую роль занимают эскизы Бенуа к фантастическому балету «Павильон Армиды», где представлены постановки Мариинского и Художественного театров, Частной русской оперы и «Русских балетов».

Жизни в саду, дачным играм и городским увеселительным садам, летним платьям и веерам, садовым образам в рекламе спектаклей и даже клея «Синдетикон» посвящен зал «Человек в саду». Здесь представлены виды комнат и террас, наполненных растениями, давно исчезнувший аквариум в московском саду «Аквариум», весёлые и иронические сценки Константина Сомова и Бориса Кустодиева.

Вслед за этим зритель попадает в будущее, в эпоху, которая последовала за расцветом символизма. В зале «От сада к пейзажу» собраны произведения художников, которые все больше уходили в космическое, всеобъемлющее ощущение мира: фантастические пейзажи Константина Богаевского, вдумчивые натюрморты Кузьмы Петрова-Водкина, авангардные цветы Натана Альтмана, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой.

В начале ХХ века в Россию пришло увлечение идеей города-сада, мечтой о гармоничной жизни среди природы и культуры. На выставке показаны два проекта: город-курорт Ласпи в Крыму, грандиозные формы которого созданы Иваном Фоминым, и поселок-сад Никольское, ранняя работа братьев Весниных. Пройдет несколько лет, и эти архитекторы будут создавать социалистические города и парковые пространства.

В истории Серебряного века есть сад, художественное значение которого огромно, а судьба трагична. Крымская вилла Новый Кучук-Кой создана по заказу Якова Жуковского, родственника и друга Врубеля, в 1910-е годы. Он пригласил сюда лучших мастеров «Голубой розы». Павел Кузнецов создал сияющие майоликовые панно и мозаики, Александр Матвеев – статуи спящих мальчиков и девушек. Заворожённый мир Кучук-Коя сохранен в десятках картин и акварелей Петра Уткина.

Усадьба понесла тяжелый урон и во время войны, и в последующие годы, а сейчас находится на грани гибели. Чуду, которым был и вновь должен стать Кучук-Кой, посвящен особый зал – в нем впервые в истории собраны проекты и пейзажи, поврежденные скульптуры и обломки мозаик. Великий памятник еще можно спасти, и выставка должна привлечь к нему широкое общественное внимание.

«Сады Серебряного века» – это уже второй проект куратора Бориса Соколова в Царицыне. В 2017 году в Хлебном доме с большим успехом прошла выставка «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России». Тема паркового искусства будет продолжена в конце лета Фестивалем садов и цветов, который, как и прошлогодний Фестиваль исторических садов, пройдет под открытым небом в царицынском парке.

Куратор выставки: Борис Соколов, профессор РГГУ, автор проекта «Сады и время»

Художник: Нана Абдрашитова

Участники выставки:

Государственный Русский музей, Музей-заповедник «Петергоф», Музей истории Санкт-Петербурга, Музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Российская государственная библиотека, Самарский областной художественный музей, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Музей-заповедник «Абрамцево», Новгородский музей-заповедник, Музей-квартира И.И. Бродского, частные коллекционеры: В.А. Дудаков , Т.А. и С.Л. Макеевы, П.В. Жуковский, Е.Г. Болотских, Б.М. Соколов.

 

 

Информация (на 19.04.2019):

Государственный музей-заповедник «Царицыно» — Хлебный дом.

Адрес: улица Дольская, дом 1. Проезд до станции метро «Царицыно» или «Орехово».

Музей открыт: вторник – пятница с 11:00 до 18:00, суббота с 11:00 до 20:00, воскресенье с 11:00 до 19:00, понедельник – выходной день.

Стоимость билетов:

Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: взрослые 810 рублей, льготные категории – 340 рублей.

Единый билет в Большой дворец и Хлебный дом: взрослые – 400 рублей, льготные категории – 110 рублей.

 

Check Also

Лекция "Обувь екатерининского времени". Государственный музей-заповедник "Царицыно" — Большой дворец - Зал Arzamas.

Лекция «Обувь екатерининского времени».

22.09.2019 в Музее-заповеднике «Царицыно» — Большой дворец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *