Четверг , 5 декабря 2024

Баснописец И.А. Крылов и его герои.

С 05.04 до 26.04.2020 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.

Камерная выставка, подготовленная к 250-летнему юбилею литератора Ивана Андреевича Крылова (1769–1844), составлена из произведений, происходящих в основном из фондов Третьяковской галереи. Экспозиция представляет мир и окружение знаменитого драматурга, сатирика, публициста, издателя и баснописца. Перед зрителем предстает в лицах и предметах эпоха первой половины XIX века, увиденная сквозь призму взгляда «дедушки Крылова».

На выставке можно увидеть портреты людей, близких Ивану Крылову: его друзей, покровителей, адресатов его стихотворений, которые одновременно стали прототипами его литературных персонажей.

Вместе с тем представленные живописные произведения принадлежат кисти художников, наиболее ярко отразивших своим творчеством дух и стиль Александровского и Николаевского времени: Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Джорджа Доу, Павла Федотова.

Экспозиция открывается двумя прижизненными портретами Ивана Крылова. На одном из них, написанном в 1812 году Романом Волковым, молодой Крылов, только что поступивший на службу в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, представлен в романтически-сентиментальном образе поэта с пером в руке, с растрепанными волосами и вдохновенным взглядом, обращенным вдаль. Выбранный живописцем тип «халатного портрета» созвучен моде времени.

 

К.П. Брюллов «Портрет И.А. Крылова» 1839 Собрание Государственной Третьяковской галереи.
К.П. Брюллов «Портрет И.А. Крылова» 1839 Собрание Государственной Третьяковской галереи.

 

В 1839 году появился незаконченный портрет, исполненный Карлом Брюлловым, по легенде, написанный за один сеанс. Здесь изображен уже признанный писатель, величественный и спокойный. Образ, созданный Брюлловым, стал хрестоматийным. Однако он лишен сухой официальности полупарадного портрета благодаря выбранной художником расслабленной позе модели и приглушенному бордовому фону.

Иван Крылов представлен и на групповом портрете Адольфа Ладюрнера, запечатлевшего в 1839 году Торжественное собрание Академии художеств, почетным членом которой состоял писатель. На данном портрете присутствуют и другие «герои» этой выставки: уже упомянутый Карл Брюллов и Алексей Оленин, в то время президент Императорской академии художеств.

Его более ранний портрет, созданный в 1820-х годах Джорджем Доу, также находится в экспозиции. Историк, археолог и художник Оленин был покровителем Крылова, а кроме того стал прообразом героя басен «Плотичка» и «Соловьи». С Олениным Крылова связывали не только деловые, но и личные отношения. Дружил Крылов и с его детьми, один из которых написал портрет писателя. 

Одной из самых любимых басен Крылова была «Демьянова уха», которая на выставке представлена в живописном и скульптурном вариантах.

Первый – это одноименное авторское повторение полотна Андрея Попова 1857 года из частного собрания, а второй – редкая многофигурная композиция, созданная на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX века.

 

В.Л. Боровиковский «Портрет графа Александра Хвостова» 1801 Собрание Государственной Третьяковской галереи.
В.Л. Боровиковский «Портрет графа Александра Хвостова» 1801 Собрание Государственной Третьяковской галереи.

 

В экспозиции можно увидеть и портрет прообраза главного героя басни – современника Крылова и его «собрата» по литературному обществу «Беседа любителей русского слова», стихотворца и переводчика графа Александра Хвостова, который приобрел в своей среде репутацию навязчивого бесталанного поэта. Портрет выполнен Владимиром Боровиковским в 1801 году.

Портрет еще одного участника вышеупомянутого литературного общества, писателя и адмирала, а позже и министра народного просвещения Александра Шишкова, написал в 1825 году Орест Кипренский. Это изображение также хранится в Третьяковской галерее и будет среди экспонатов выставки. Шишков, будучи к тому же президентом Российской академии и приверженцем «высокого» слога, явился прототипом героя басни «Парнас».

На выставке представлена и жанровая картина Павла Федотова «Разборчивая невеста», написанная по мотивам одноименной басни. Художник, который и сам был литератором, таким образом почтил память Крылова, скончавшегося за несколько лет до того. Полотно принесло автору заслуженную любовь публики и признание профессионального сообщества – он стал «назначенным» в академики.

Несмотря на то, что литературная деятельность Ивана Крылова была разнообразнейшей, для широкого круга читателей основное наследие И.А. Крылова – 236 басен, высмеивающих несовершенство человеческой природы. И хотя некоторые считали писателя эпигоном Эзопа и Лафонтена, лишь несколько произведений Крылова восходит к сочинениям его предшественников.

Популярность Крылова не меркнет, людские пороки сохраняются, и его произведения остаются понятными и злободневными. Характерные и яркие персонажи были и остаются популярными не только у читателя, но и у художников и граверов, которые делали их героями своих картин или иллюстраций. Басни писателя еще при жизни были объединены в 9 сборников и переведены на французский и итальянский языки.

В выставочных витринах расположились прижизненные издания баснописца из научной библиотеки Третьяковской галереи, а также медаль «В честь 50-летия литературной деятельности И.А. Крылова», выбитая на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1838 году. А лучшие из басенных иллюстраций, выполненных в разных стилях и направлениях,  представлены в мультимедийном проекте, сопровождающем выставку.

 

П.А. Федотов «Разборчивая невеста» 1847 Собрание Государственной Третьяковской галереи.
П.А. Федотов «Разборчивая невеста» 1847 Собрание Государственной Третьяковской галереи.

 

Информация (на 03.04.2019):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание – Зал 13.

Адрес: Лаврушинский переулок, 10.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 250 рублей, дети до 18 лет — бесплатно.

 

Смотреть еще

Русский портрет XIX века. Тульский музей изобразительных искусств — Тульское музейное объединение.

Русский портрет XIX века.

С 11.07 до 17.11.2024 в Тульском музее изобразительных искусств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *