С 29.03 до 12.05.2019 в Доме Остроухова в Трубниках.
Выставка «Венедикт Ерофеев — «Москва — Петушки» — художник Кирилл Мамонов» приурочена к двум юбилейным датам: 24 октября 2018 года исполнилось 80 лет со дня рождения Венедикта Васильевича Ерофеева (1938–1990), а осенью 2019 года исполняется 50 лет его главному произведению — поэме в прозе «Москва — Петушки».
Поэма в прозе «Москва — Петушки» — одно из наиболее значимых произведений русской литературы второй половины ХХ века — была написана осенью 1969 года и в течение нескольких лет существовала только в самиздате. Первая публикация была осуществлена в израильском журнале «АМИ» в 1973 году, следующая — в 1977 году в Париже.
Только в годы перестройки поэма была опубликована в СССР: сначала в журнале «Трезвость и культура», чуть позже в литературном альманахе «Весть» и, наконец, полностью в 1989 году в издательстве «Прометей».
С той поры поэма «Москва — Петушки» многократно переиздавалась, была переведена на многие языки. Сегодня это произведение по праву считается классикой отечественной культуры.
Белла Ахмадулина. Миг Бытия. Москва: Аграф, 1997:
«Так — не живут, не говорят, не пишут. Так может только один: Венедикт Ерофеев, это лишь его жизнь, равная стилю, его речь, всегда собственная, — его талант.
Какое счастье — что талант, какая тоска — отчётливо знать, что должен претерпеть его счастливый обладатель.
«Свободный человек!» — вот первая мысль об авторе повести, смело сделавшем её героя своим соименником, но отнюдь не двойником. Герой — Веничка Ерофеев — мыкается, страдает, вообразимо и невообразимо пьёт, существует вне и выше предписанного порядка. Автор — Веничка Ерофеев, сопровождающий героя вдоль его трагического пути, — трезв, умён, многознающ, ироничен, великодушен».
В Доме И. С. Остроухова в Трубниках будут представлены более тридцати графических и живописных работ, выполненных в 2013–2019 годах по мотивам поэмы художником Кириллом Серафимовичем Мамоновым.
Ю. Я. Герчук:
«Художник Кирилл Мамонов, начиная с 1960-х годов, когда стал выставляться, и до настоящего времени изображает ту реальность, что лежала и лежит «за забором».
Даже малосведущие в истории искусства сразу поймут, что это — не произведение мейнстрима советской поры, и вряд ли эти картины представляют официальную тенденцию эпохи — социалистический реализм.
Мотивы работ Мамонова обычно непритязательны, буднично просты, лишены сюжетных завязок… Почерк нарочито искренен и безыскусен. Он переходит на народный язык, «заборный».
Это делает Кирилла Мамонова современным художником. Вселенная Мамонова распадается и свёртывается как «город Глупов» и «Страна дураков». При полном, казалось бы, отсутствии «общественно значимых» сюжетов, он видится художником остро социальным.
Как немногие, Мамонов безоговорочно верен себе. Он живёт всё в том же перенапряжённом и нерадостном мире, и упрямый стоицизм остается стержнем его искусства».
Информация (на 21.03.2019):
Дом Остроухова, филиал Государственного Литературного музея
Адрес: Трубниковский переулок дом 17.
Ближайшие станции метро «Краснопресненская», «Баррикадная», «Смоленская» и «Арабатска», или на троллейбусе «Б» или «10» до остановки «Дом Шаляпина»
Время работы: вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11.00 до 18.00, в среду и четверг с 11:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, студенты и пенсионеры – 150 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.