С 22.03 до 19.05.2019 в Московском музее современного искусства, здание на Петровке, дом 25.
ММОМА совместно с Tabakman collection представляют первую в России персональную выставку Генриха Худякова (1930-2019) «Jumbo Love© Генрих Худяков».
Ретроспектива наполнена разнообразными свидетельствами творчества художника: объектами, авторскими книгами, перформативными практиками, видеоинтервью, документами и фотографиями, созданными им в течение всей жизни.
Выставка в ММОМА станет путешествием по маршруту, состоящему из художественных актов, произведений и событий, имеющих ключевое значение в судьбе Генриха Худякова.
Свои творческие эксперименты Генрих Худяков начал еще в СССР, когда в 1959 году, заканчивая филологический факультет Ленинградского университета, он стал теоретически осмыслять свои визуальные поиски в исследованиях словесности.
Отрезанные от официальных каналов публикаций, его рукописные и напечатанные на машинке тексты существовали в самиздате за пределами советской печати как уникальные книги, в которых социальный запрет превращался в творческий акт.
В 1974 году художник эмигрирует из СССР в США, где работает в области визуальносмысловой культуры и экспериментальной поэзии, объединяя разные виды искусств. Атмосфера нью-йоркской художественной сцены 70-х годов, главную роль в которой определяли движения East Village, создала естественную почву для дальнейшей эволюции творчества Генриха Худякова.
Соединившая в себе битников, перформансистов и рокеров, энергию Флуксуса, открывшая таких знаменитостей как Джефф Кунс, Кит Харинг и Мишель Баския, она стала невероятно близкой художнику.
Постепенно в технологии художника появились «найденные объекты» с улиц Нью-Йорка, которые он использовал при создании пиджаков, рубашек, галстуков, обуви, ставших образными «манифестами» его идеального мира.
В работах Генриха Худякова бытовые вещи обретали новую поверхность, кожу, фактуру, созданную из бутылочных крышек, фольги, наклеек, стразов, коктейльных трубочек, губок и мягких игрушек, и превращались в драгоценные артефакты нашего времени, открывая новую подлинность и новое зрение.
Выставка демонстрирует историю жизни поэта и художника, соединяя в единое целое и одновременно снимая различия между такими явлениями, как перформанс и визуально-поэтическая речь, эксперимент и полнота традиции, поп-арт объект и свободная абстракция.
Особое место в проекте занимают видеоинтервью и записи чтения Генрихом собственных стихов, в которых реализуется новая форма художественного высказывания — акустический перформанс. Парадоксальная речь Генриха рифмовалась с хриплым голосом Боба Дилана и с манифестами Аллена Гинзберга, призывавшего читать Шелли и Эмили Дикинсон.
Свобода формы, которая является основой мировидения художника, означает для Генриха Худякова, прежде всего, духовную свободу человека, открываемую в созданных им пластических формулах.
Эти формулы, приближенные к языку пиктографии, и погруженные в пластический текст, перестают быть изображениями какого-то объекта — они сами становятся объектами, содержащими собственную энергию и собственную волю к творчеству. Сегодня эту поэтическую систему координат можно рассматривать как манифест, драматургию и итог парадоксальной жизни Генриха Худякова.
Специально к открытию проекта выпущен одноименный каталог на двух языках. Проект осуществлен при поддержке Emerging Arts Foundation.
Куратор выставки: Виталий Пацюков.
Оформление экспозиции: Константин Ларин.
Информация (на 20.03.2019):
Московский музей современного искусства, здание на Петровке, дом 25.
Адрес: улица Петровка, дом 25.
Ближайшие станции метро «Чеховская» и «Пушкинская».
Часы работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 21:00, выходной день — понедельник.
Стоимость билетов – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей. Посещение всех зданий музея по одному билету в день приобретения – взрослые 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.
Свободный вход в третье воскресенье каждого месяца.