С 09.04 до 12.05.2019 в Галерее 11.12– ЦСИ «Винзавод».
Галерея 11.12 представляет проект Анны Жёлудь «Анти-люстра», в экспозицию которой войдут новые работы художницы, участницы основного проекта 53-й Венецианской биеннале, многократного номинанта премий Кандинского и «Инновация».
В центре выставки – две серии, объединенные тематически и возникавшие параллельно: скульптурные «Анти-люстры» и живописные «Воображаемые объекты».
В «Анти-люстрах» ассортимент обычного магазина светильников со всевозможными люстрами и бра, представленный в фирменной технике контурной скульптуры из гнутого прута, вполне узнаваем.
В «Воображаемых объектах» отдельные детали осветительных приборов, плафоны и патроны, составляются в абстрактные геометрические конструкции, почти утратившие связь с действительностью.
Демонстрируя два способа рисования в пространстве – металлическим прутом в трехмерности или темперой на плоскости, обе серии напоминают, что контур, заполненный цветом или же просто воздухом, служит главным выразительным средством художнице, для которой пустота и полнота, все и ничто относятся к экзистенциальным вопросам бытия.
Обе серии заставляют вспомнить о тех полярных определениях, какие провоцирует искусство Анны Жёлудь: реализм, поскольку речь всегда идет о реальном вещном мире, и минимализм, поскольку выразительные средства предельно скупы, а любой мотив бесконечно повторяется, подобия умножаются в сериях.
И трудно не согласиться с Розалинд Краусс, видевший в минимализме не вершину рационализма геометрической абстракции, но крайнюю степень иррациональности и невротизма.
Впрочем, нельзя сказать, что серии Анны Жёлудь – это крауссовское «рисование, вышедшее из- под контроля». Хотя тоскливые пейзажи «Наркологии», увиденные из окна больницы, и «Букеты» с тремя цветками, запертыми в банке так же, как и рисующая их художница – в четырех стенах комнаты, откровенно свидетельствуют об обстоятельствах своего создания, в этом маниакальном, изнуряющем рисовании нет ничего болезненного.
Напротив, оно – род арт- терапии. Социологи и антропологи пишут о ритуалах повседневности – каждая вещь, когда-либо изображенная в этой живописи и скульптуре, подразумевает какое-то ритуальное действие: букет тянется к праздничному столу, чайник – к чашке, бутылка – к стакану, а рука человека рисующего – к блокноту.
Из автобиографической аудиоинсталляции, что связывает воедино все скульптурные живописные элементы выставки и раскрывает подробности этого несуразного творческого быта, мы узнаем о главном ритуале, который отправляет художник и который привязывает художника к жизни: о ритуале рисования – на плоскости и в пространстве.
Ритуал этот не требует торжественной обстановки: пригородная электричка превращается в натурный класс, откуда выходят серии этюдов рук и ног невольно позирующих попутчиков, а неказистые коробки гаражей и деревенских домиков в окрестностях поселка Электроизолятор манят на пленэр, словно провансальские красоты Сезанна.
«Анти-люстры» не светят, но греют, служа якорями, позволяющими уцепиться за что-то надежное в этом ненадежном мире: рисовать запоем, «пока рука не становится каменной», как говорит сама художница, а остальное – до лампочки.
Анна Толстова
Информация (на 27.03.2019):
Галерея 11.12 в Центре современного искусства «Винзавод».
Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, строение 6.
Ближайшие станции метро «Чкаловская» и «Курская».
Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00, выходной день – понедельник.
Вход свободный.