С 19.02 до 19.05.2019 в Государственном музее А.С. Пушкина.
Масштабный межмузейный проект – первая в истории монографическая выставка Карла Карловича Гампельна (1794-1880), известного живописца-портретиста, гравёра и литографа, глухонемого художника, жившего и творившего в России в пушкинскую эпоху. В портретной галерее его авторства немало друзей, знакомцев и даже родных А.С. Пушкина, в том числе – отца поэта С.Л. Пушкина.
На выставке представлены работы, хранящиеся ныне в собраниях Государственного музея А.С. Пушкина, Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, других российских музеев и частных коллекций.
К открытию готовится полноцветный альбом-каталог «Художник Карл Карлович Гампельн. 1794-1880-е», объединивший произведения художника из разных музейных коллекций.
Вступительные статьи Лидии Карнауховой (заведующая отделом изофондов, хранитель коллекции живописи Государственного музея А.С. Пушкина) и Евгения Лукьянова (хранитель коллекции русской графики XIX- начала XX века Государственного Исторического музея) рассказывают о самых крупных музейных собраниях работ К. Гампельна.
Карл Гампельн-старший в 1779 году приехал в Санкт-Петербург из Польши. Он поставлял для Екатерины II мебель для Мраморного дворца и в личные апартаменты в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца. В начале 1790-х годов семейство Гампельна перебралось в Москву, где отец будущего художника открыл магазин «Под знаком Белого орла», а при нём мебельную мастерскую.
В 1794 году в Москве и родился Карл-младший. От рождения мальчик был глухонемым и на воспитание его отправили в Вену — в учебное заведение для глухонемых.
Яркое дарование художника проявилось в нем с детства. Благодаря доброму отношению директора училища Мая, Гампельн поступил в число воспитанников Венской Академии художеств. Во время Венского конгресса 1815 года он был представлен императору Александру I, который оплатил дальнейшее обучение Гампельна.
Вернувшись в Россию после обучения, Карл Гампельн передал императрице Марии Фёдоровне рекомендательное письмо из Вены. Императрица попросила президента Академии художеств А.Н. Оленина взять на себя заботу о талантливом художнике, в том числе устроить его куда-нибудь на работу.
Карл Гампельн приехал в Петербург вместе с братом Егором и они не только поселились в доме Оленина по приглашению хозяина, но и находились на его попечении. И через месяц Карл был принят в Училище глухонемых, где работал учителем рисования и гравирования до 1821 года.
Алексей Николаевич Оленин, известный российский государственный деятель, историк, археолог, президент Императорской академии художеств, и добрый знакомый А.С. Пушкина, сыграл важную роль в судьбе художника. В 1825 году в письме Н.М. Лонгинову Оленин пишет, что Гампельн нашёл в его доме «тихое пристанище».
Художник имел возможность встречаться с крупнейшими представителями литературы, изобразительного искусства, театра, ему были открыты собрания произведений живописи и графики, археологические коллекции и книжные издания, которыми был наполнен дом Олениных. Хранящаяся в Третьяковской галерее акварель «Автопортрет в мастерской» работы К. Гампельна даёт представление о его внутреннем убранстве.
Прекрасный рисовальщик, Гампельн работал и в графике (в том числе, как гравер и литограф), и в живописи, писал акварелью и маслом. Будучи глухонемым, Карл подписывал свои картины полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением фр. «Sourd-muet», а иногда просто «Sourd-muet» без имени и фамилии.
После восстания 14 декабря 1825 года, в период следствия над декабристами знакомства, связанные с домом Оленина и семьей Коновницыных, сыграли роль в дальнейшей судьбе художника. Он писал портреты многих, попавших в списки «неблагонадежных» и заговорщиков. В архивных материалах имеется свидетельство заботы А.Н. Оленина в январе 1826 года о получении Гампельном документа, «достаточного для прожития его в Санкт-Петербурге».
Видимо, личность художника привлекла внимание властей, в итоге ему пришлось сменить место жительства, он переехал в Москву. Общественность и московский свет приняли его очень тепло.
В конце жизни Гампельн переселился из России в Англию, в Лондон, а последние свои годы прожил в Вене, где умер в 1880-м году.
Монографическая выставка Карла Гампельна впервые собрала вместе многочисленные работы художника, хранящиеся ныне в разных музейных и частных собраниях России.
Информация (на 06.02.2019):
Государственный музей А.С. Пушкина.
Адрес: улица Пречистенка, 12/2.
Ближайшая станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 100 рублей.
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.