Четверг , 5 декабря 2024

Арлекины Серебряного века. К.А. Сомов, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин.

С 23.11.2018 до 19.05.2019 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.

Новая графическая выставка Третьяковской галереи приурочена к приближающемуся 150-летию живописца и графика, принадлежащего к плеяде самых ярких фигур эпохи Серебряного века, — Константина Сомова (1869–1939).

Своеобразие настоящей экспозиции заключается в том, что она строится как три камерные персональные выставки знаменитых художников — К.А. Сомова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, объединенные темой Арлекина. Именно в их судьбе и творчестве «арлекинствующий» Серебряный век нашел наиболее последовательное и совершенное воплощение и творчеством этих мастеров практически исчерпался.

Для той эпохи фигура Арлекина — метафора, воплотившая дух времени, пьянящую и горькую иронию культуры fin de siècle (фр. «конец века»). Художники и поэты не только создавали новые образы персонажей комедии дель арте (Commedia dell’arte), но и отождествляли себя с ними.

Образ и облик Арлекина у каждого из представленных на выставке художников свой. Для каждого из них маска Арлекина значима как особый атрибут, формирующий его творчество, как некий маркер личной и творческой позиции. Они часто изображали себя и друг друга в образе Арлекина.

Для Николая Сапунова (1880–1912), которого современники называли «неугомонным бездомным, бродячим художником-арлекином», важна проницаемость границ реального и вымышленного мира — арлекинада выплескивается в настоящее городское пространство, следуя декларации блоковского Арлекина: «…широко вздохнуть и выйти в мир!». Персонажи Commedia dell’arte приобретают у художника национальные черты — Коломбины с лицами матрешек, «русифицированные Арлекины».

Сергей Судейкин (1882–1946) в своих произведениях всегда отводил себе роль Арлекина. Сама его жизнь подобна Commedia dell’arte — увлекательная импровизация, которая изобилует невероятными поворотами судьбы.

Тема арлекинады в творчестве Константина Сомова вбирает в себя многослойную историческую память, он обращается, скорее, к французской, более аристократичной, редакции Сommedia dell’arte. Карнавальные галантные сцены у Сомова — способ воспарить над действительностью, уйти от современности. Предлагая поверить в вымысел, он исследует природу изобразительной иллюзии, границу возможностей художника.

Проведение графической выставки произведений важнейших художников Серебряного века стало возможным благодаря дарам музею.

Третьяковская галерея стала хранителем крупного и лучшего по качеству собрания работ С.Ю. Судейкина, представляющего всю панораму творчества мастера — от ранних произведений периода «Голубой розы» до времени эмиграции.

Коллекция графических листов художников Серебряного века, представителей «Мира искусства» и символистов в фондах Третьяковской галереи исключительна по качеству исполнения и художественной ценности благодаря тому, что первый отбор этих произведений проводился московскими коллекционерами — друзьями художников, из чьих собраний работы и поступили в музей.

Подавляющее число произведений К.А. Сомова, Н.Н. Сапунова и С.Ю. Судейкина из фондов музея удалось представить на выставке «Арлекины Серебряного века».

 

 

Информация (на 15.11.2018):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание – Залы 49-54.

Адрес: Лаврушинский переулок, 10.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 250 рублей, дети до 18 лет — бесплатно.

 

Смотреть еще

От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII – начала XX века.

От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики.

С 20.06 до 10.11.2024 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Главное здание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *