Четверг , 25 апреля 2024

Алексей Щусев: Наброски будущего.

С 27.11 до 16.12.2018 Галерея «Веллум» в Галерейном центре «Артефакт».

Галерея «Веллум» при участии Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева открывает выставку «Алексей Щусев: наброски будущего», посвященную практически «невидимой» части творчества выдающегося советского архитектора – его собственноручно выполненным эскизам, наброскам, которые предваряли детальную проработку архитектурных проектов.

Экспозиция будет дополнена камерными графическими произведениями художников – современников Щусева, которые работали вместе с ним, были участниками совместных выставок и проектов: Евгения Лансере, Александра Бенуа, Михаила Нестерова, Александры Экстер, Якова Чернихова.

Всего на выставке будут представлены около 50 работ из собрания Любови Агафоновой, ГМУАР им. А.В. Щусева и частных собраний. В частности, в экспозицию войдут эскизы проектов московского Казанского вокзала и деревянного мавзолея Ленина, эскиз к проекту административного здания на Лубянке, «Дворец Советов. Перспектива» и другие эскизы и кальки Щусева.

Творчество Якова Чернихова будет представлено композициями «Супрематическое черчение» 1920-х гг. и композициями «Методы изображений» 1914 – 1928 гг.

Реализованные проекты А. В. Щусева, как дореволюционные (например, собор Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители и Казанский вокзал), так и советские (здание Наркомзема, гостиница «Москва», станция метро «Комсомольская-кольцевая») прекрасно знакомы любому жителю столицы, а самое известное его произведение – мавзолей В.И. Ленина на Красной площади стал не только лаконичной и величественной гробницей, но и всемирным символом Советского Союза и коммунистической идеи.

Замыслы зодчего воплощали инженеры и строители, рабочие чертежи – рядовые сотрудники проектных мастерских. Поэтому так ценны немногие дошедшие до нас графические листы, выполненные рукой самого Алексея Викторовича. Именно в них в полной мере отражены и творческий поиск, и техническое мастерство выдающегося рисовальщика, и то, что называется образом – не просто попытка воспроизвести облик еще только задуманного здания, но и обращение к чувствам и мыслям тех, кто позже увидит воплощенную постройку.

Блестяще проработанные эскизы Щусева – своего рода «окна в будущее», попытка предугадать и предложить народу (и, конечно, руководству страны), то, как будет выглядеть среда, в которой будут жить и работать грядущие поколения. А в том, что будущее необходимо проектировать, не доверяя его естественному ходу вещей, не сомневался тогда никто. По существу, всякое искусство первой трети ХХ века – это искусство визионерское; более того, это почти всегда «декларация о намерении» создать и правильно оформить Новый Мир.

Диапазон избираемых для этого стилей простирался от авангарда до ретроспекций, и Щусев был готов предложить любой решение – как модернистское, так и обращенное в далекое прошлое, откуда следовало извлечь и применить в дальнейшем все лучшее, что было когда-то создано человечеством.

Как волею обстоятельств, так и благодаря личностным качествам, Алексей Викторович Щусев оказался автором множества реализованных проектов, объединяя вокруг себя художников, декораторов, инженеров, создав собственный «щусевский» стиль, воспринимаемый сейчас и как практически единственное полноценное проявление ар-деко в СССР, и как один из наиболее ярких примеров «сталинского ампира».

Однако в ту же эпоху работали и другие выдающиеся мастера, также занимавшиеся поисками нового языка искусства и новых образов, предлагаемых лучезарному Будущему. Не всем из них довелось стать архитекторами-практиками. Кто-то, как, например, Яков Чернихов, так и остался в основном автором фантастических и изысканных образов-концепций (его альбом «Сто архитектурных фантазий» стал источником идей для многих художников и архитекторов-конструктивистов).

Иные предпочли воплощать идеалы модернизма не в жизни, но в сценическом пространстве советских театров, столь востребованном авангардной культурой.

Выставка проектной графики, организованная галереей «Веллум», включающая в себя работы Алексея Щусева, Якова Чернихова, Александры Экстер – это попытка показать, сколь широким был поиск пространственных образов в эпоху смелых экспериментов и высочайшего творческого напряжения.

 

 

Информация (на 17.11.2018):

Галерея «Веллум» – Галерейный центр «Артефакт».

Адрес: улица Пречистенка, дом 30/2.

Ближайшие станции метро «Кропоткинская» и «Парк Культуры».

Время работы: ежедневно с 12:00 до 20:00.

Вход свободный.

 

Смотреть еще

Выставка Андрей Ремнёв и Сергей Мильченко Небылое Галерея ГРОС-Арт Галерейный центр Артефакт

Андрей Ремнёв и Сергей Мильченко. Небылое.

С 24.11.2023 до 14.01.2024 Галерея ГРОС-Арт в Галерейном центре «Артефакт».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *