Вторник , 19 марта 2024

Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Государственной Третьяковской галереи.

С 06.09 до 06.12.2018 в Парке Зарядье.

Выставка «Изображая Россию» посвящена русской пейзажной живописи XIX–XX веков. В экспозиции представлено 55 картин 36 отечественных художников разных направлений из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Выставка показывает, как пейзаж, ставший важнейшим жанром русской живописи на рубеже XVIII-XIX веков, прошел путь от идеального классического ландшафта – «портрета» местности или города, к многозначным художественным построениям, осмыслениям пространства, показу сложных взаимодействий человека и окружающего мира в начале XXI столетия; как впечатления от конкретного вида природы и города превращались в многоплановый художественный образ.

Экспозиция познакомит москвичей и гостей столицы с редко экспонирующимися произведениями известных отечественных авторов — А.К. Саврасова, И.И. Левитана, К.А. Коровина, В.Г. Перова, К.Ф. Юона, а также с работами художников ХХ века.

Экспозиция выставки построена по разделам, объединяющим картины по тематическому и отчасти хронологическому принципу.

Открывает выставку раздел «Столица», посвященный видам Москвы, где будут представлены работы Н.Н. Гриценко, Ф.А. Алексеева и А.К. Саврасова, картины, которые показывают Москву во всей ее красоте и величии.

В разделе «Исследуя страну» зритель встретится и с хорошо знакомыми художниками, такими как И.С. Остроухов, И.И. Левитан, К.А. Коровин и с менее известными мастерами — О.А. Лагода-Шишкиной, Г.Ф. Ярцевым. Дальние путешествия – суровый Север, романтические скалы Крыма, героическая мощь сибирских рек стали новыми источниками вдохновения для художников.

Создание на полотне особого мира, далеко не всегда воссоздающего конкретику реальной жизни природы, приводит художников рубежа XIX-XX веков к совершенно особому виду пейзажа – пейзажу-сказке. Они представлены в разделе, который так и называется – «Традиция и сказки».

Интерес к истории, к национальным корням, к народным традициям становится одной из наиболее ярких особенностей русской культуры и раскрыт в работах Б.М. Кустодиева, К.Ф. Юона, Ю.П. Анненкова, Н.С. Гончаровой.

Картина «Купола и ласточки» (1921) Константина Юона будет украшать пригласительный билет и каталог выставки. Кажется, что художник уподобляет себя ласточке, и с высоты птичьего полета взирает на красоту, расстилающуюся перед ним. Сверкают на солнце на фоне голубого неба с белыми облаками золотые кресты на золотом куполе, золотые звезды на белых куполах.  А внизу зеленые крыши, зеленые кущи деревьев

Полные оптимизма, проникнутые пафосом преобразовательной деятельности, пейзажи советских художников, представленные в разделе «Время – вперед».

Они утверждают особую красоту нового мира. В работах Г.Г. Нисского и В.К. Бялыницкого-Бирули реальность предстает в предчувствии перемен. Взаимодействие человека и природы меняет ландшафт, дает новое измерение пространству, важнейшими компонентами которого становятся динамика и современные ритмы.

Если в живописи первых послереволюционных десятилетий особенно важной была линия промышленного, индустриального пейзажа, то во второй половине ХХ века стало превалировать обращение к традиционным формам изображения и уклада, к природе нетронутой или пребывающей в согласии с человеческой деятельностью, как например картины Николая Ромадина «На родине Сергея Есенина» и Виктора Попкова «Ветлы в Боровске». Эти пейзажи представлены в разделе «В природе ничего не меняется».

Заключительный раздел выставки – «В области вечного льда» — самый необычный во всей экспозиции. Он полностью посвящен творчеству мало известного широкой публике художника конца XIX – первой трети ХХ века Александра Алексеевича Борисова — первого живописца Арктики, писателя, исследователя полярных земель.

Огромное полотно (201х356) «В области вечного льда (Лето)» (1897) было написано Борисовым после путешествия по Крайнему Северу на основе натурных этюдов и эскизов. Сам П.М. Третьяков купил у автора эту картину и 24 подготовительные работы к ней, часть из которых также будут представлены на выставке.

Картина экспонируется впервые после 1934 года. К выставке она была специально отреставрирована специалистами Третьяковской галереи.

 

 

Информация (на 26.08.2018):

Парк Зарядье – Медиацентр – Выставочный зал.

Адрес: улица Варварка, домовладение 6, строение 1.

Ближайшая станция метро «Китай-город».

Территория парка открыта круглосуточно — вход бесплатный.

Часы работы Медиацентра Парка Зарядье: в понедельник с 14:00 до 21:00, вторник – воскресенье с 10:00 до 21:00.

Стоимость билетов на выставку: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.

Сайт — https://www.zaryadyepark.ru

 

Смотреть еще

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» в графике Бориса Кустодиева.

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» в графике Бориса Кустодиева.

С 01.11 до 22.11.2023 во Всероссийском музее А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *