С 06.06.2018 до 26.08.2018 в Государственном музее А.С. Пушкина.
Из фондов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского.
Опера «Евгений Онегин» в жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского занимает особое место. Пушкинский сюжет для композитора был личностным, имел семейные истоки, зрел в сознании композитора с раннего детства.
Мать композитора Александра Андреевна, будучи ученицей Патриотического института, в своих тетрадях по «Пиитике» делала записи о только что вышедших главах «Онегина».
История ее знакомства с Ильей Петровичем Чайковским во многом напоминает встречу пушкинской Татьяны с будущим супругом. Не случайно, что первые заметки для своей оперы композитор сделал именно в семейном томе Пушкина, изданном в 1838 г.
Выбрать именно «Евгения Онегина» в качестве сюжета будущей оперы, скорее всего, побудил композитора случай, который произошел в гостях у певицы Елизаветы Андреевны Лавровской. Этот эпизод Чайковский в подробностях описал в письме брату Модесту:
«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Ее глупый муж молол невообразимую чепуху и предлагал невозможные сюжеты. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять “Евгения Онегина»?» Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал.
Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина».
В том же письме композитор объяснил и особенности своего замысла: «Как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине». Я не заблуждаюсь; я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки».
Дав опере подзаголовок «лирические сцены», Чайковский стремился всеми силами подчеркнуть «человечность» своего сочинения. Именно поэтому премьеру оперы он доверил молодым артистам – учащимся консерватории.
Впервые «Евгений Онегин» был поставлен 17 марта 1879 г. на сцене Малого театра. Состав оркестра и хора были камерными: хор из 28 учениц и 20 учеников, оркестр из 32 человек (в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Николай Григорьевич Рубинштейн. Режиссером был актер Малого театра Иван Васильевич Самарин.
Вскоре опера вышла на Императорскую сцену сначала московского Большого театра, а затем и Мариинского в Санкт-Петербурге, для которого Чайковский внес ряд изменений в своего «Онегина». Так «лирические сцены» превратились в «большую оперу».
«Евгений Онегин» при жизни композитора ставился как в оперных театрах России и Европы, так и в частных труппах, а также в виде ученических или даже домашних спектаклей.
Сценическая судьба оперы «Евгений Онегин» складывалась беспрецедентно удачно. Она была в репертуаре всегда: до и после революции, в годы гражданской войны и во время Второй мировой она шла по обе стороны, даже в оккупированном Париже.
За 140 лет через «Онегина» прошло несколько поколений оперных певцов и дирижеров, каких только, порой самых радикальных режиссерских решений, не знала эта опера…. Но мог ли себе представить Чайковский, что его «Онегин», написанный для ученического спектакля Московской консерватории, станет самой исполняемой в мире русской оперой.
Информация (на 06.06.2018):
Государственный музей А.С. Пушкина – Выставочные залы 1-го этажа.
Адрес: улица Пречистенка, 12/2.
Ближайшая станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Стоимость билетов на эту выставку: взрослые – 150 рублей, льготные категории – 100 рублей.
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.