Четверг , 5 декабря 2024

Пора перемен.  Графика 1860-х годов из собрания Третьяковской галереи.

С 25.05 до 04.11.2018 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.

Проект продолжает цикл «Художник и время», посвященный истории русского рисунка XVIII — начала ХХ века.

Прошедшие ранее выставки цикла «Рисунок XVIII века», «Рисунок эпохи романтизма» и «Конец прекрасной эпохи» позволили проследить процесс формирования и развития русской рисовальной школы, а также познакомить посетителей с крупными именами в русском искусстве, многообразием графических техник и главными тенденциями в рисунке XVIII — первой половины XIX столетия.

Новая экспозиция посвящена одному из поворотных моментов в истории изобразительного искусства. Она представляет процессы, происходившие в графике на протяжении десятилетия между «бунтом 14-ти», созданием Санкт-Петербургской Артели художников и первой выставкой нового объединения — Товарищества передвижных художественных выставок. Это время поиска, когда происходит сложнейший процесс смены художественных формаций, переоценка жанров и видов графики.

Предыдущая выставка цикла исследовала закат классической эпохи русской графики, тенденции и конкретные события, которые исчерпали эстетическую модель первой половины века. Уход ведущих мастеров — К.П. Брюллова, П.А. Федотова и А.А. Иванова определил ее естественную границу и обозначил начало следующего этапа.

Ключевым событием, повлиявшим на изменения в искусстве и культуре в целом, стало появление в Петербурге картины «Явление Христа народу» (1837—1857) А.А. Иванова. Произведение вызвало бурную реакцию в художественном мире. Посвященные памяти А.А. Иванова статьи А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, по сути — программные произведения, ставившие вопросы о положении художника в обществе, о новых путях живописи, о необходимости перемен.

Литературная и общественная мысль сыграли огромную роль в формировании новых идеалов и новой художественной модели. «Прекрасное есть жизнь» — этот вектор был задан в магистерской диссертации Н.Г. Чернышевского.

Иной взгляд представлен в критической статье Ф.М. Достоевского, посвященной выставке в Императорской Академии художеств 1861 года. В этой статье писатель исследует причины несоответствия академической системы образования требованиям современности.

На выставке «Пора перемен» экспонируются графические эскизы к живописным произведениям, представленным на выставке 1861 года, вызвавшей к жизни блестящее искусствоведческое эссе великого писателя. Идеологический спор между Достоевским и Чернышевским определил художественный нерв эпохи — соотношение красоты и полезности, эстетической и этической составляющей искусства.

Сатирическая графика — основная нить, связывающая 1860-е годы с предыдущей эпохой. Возникшая в 1840-е годы, она вслед за литературой меняла акценты — на смену иронии приходят беспощадность и гротеск.

Графика в периодической печати, адресованная широкому кругу зрителей-читателей, получила неведомую ранее силу звучания и воздействия. На выставке представлены оригинальные и литографированные рисунки П.М. Шмелькова, А.И. Лебедева, В.Г. Перова, позволяющие оценить мастерство как художников-рисовальщиков, так и техническое совершенство печатной графики.

Графика, в силу особенностей техники, всегда чутко реагирует на вызовы времени, в рисунках отрабатываются новые приемы и темы. Работа с сюжетом, повествовательность, отличающие жанр иллюстрации, во многом повлияли на графику станковую, а обращение ее к злободневности и повседневности опережало аналогичные тенденции в живописи.

Представленный на выставке круг любимых тем в изобразительном искусстве 1860-х годов убедительно демонстрирует и новизну сюжетов, и преемственность на этом пути от П.А. Федотова до В.Г. Перова.

«В 1863 году разразился громовой удар, и атмосфера русского искусства очистилась», — написал В.В. Стасов о произошедшем в стенах Императорской Академии художеств «бунте 14-ти» — скандальном отказе лучших выпускников Академии, возглавляемых И.Н. Крамским, от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии.

Осознание творческой независимости породило всплеск интереса к фигуре самого художника — появилось большое количество портретов и автопортретов. В экспозицию введены и оригинальные фотографические портреты членов Артели — документальные свидетельства эпохи и важный элемент в формировании нового пластического языка, в частности графического портрета.

На выставке представлены и образцы того официального искусства, против которого выступали участники бунта, — итальянские пейзажи, жанровые композиции, натурные штудии.

Значение Артели в истории русской художественной культуры определяется провозглашенными ею ценностями, активной внутренней жизнью, самим фактом ее существования. Новаторство артельщиков проявило себя в новых формах деятельности, но не породило значительных творческих открытий.

Художественное новаторство связано с именами четырех живописцев, определивших искусство своего времени, — В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина. В творчестве этих художников складывается новая национальная концепция жанров изобразительного искусства — пейзажа, портрета, сюжетной картины — и вырабатывается стиль эпохи.

Работы Перова начала 1860-х годов совершили подлинный переворот в понимании и сюжета, и формы. Изменения в графической технике четко фиксируют новый эстетический идеал — аскетизм формы. Отсюда особая любовь к монохромности. Соусный портрет — одна из ярких примет времени. Скромность техники, «приглушенная» виртуозность исполнения помогают передать состояние сосредоточенности модели.

Итог стремлений 1860-х годов и начало следующего этапа — создание Товарищества передвижных художественных выставок.

Одно из ключевых живописных произведений легендарной выставки 1871 года — картина Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1870) — представлена авторским офортом и этюдами, позволяющими понять принцип работы художника над композицией.

Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (1871) присутствует в двух графических воплощениях — эскизе 1871 года и поздней авторской реплике 1894-го. Исполненные в технике монохромной живописи, портреты Ф.А. Васильева и М.К. Клодта (оба — 1871) кисти И.Н. Крамского, входившие в экспозицию 1-й выставки Товарищества, можно отнести к области, пограничной между живописью и графикой. Они — пример характерного для эпохи 1860-х годов влияния все более распространяющейся фотографии на изобразительное искусство.

Экспозиция «Пора перемен» открывает выставочный проект Третьяковской галереи, который будет посвящен исследованию основополагающего для русской культуры художественного направления — искусству передвижников. Он включает в себя графические сменные экспозиции из фондов ГТГ, которые представят публике наименее известную часть наследия художников-передвижников — рисунки и акварели.

Завершением проекта станет грандиозная выставка, которая позволит собрать вместе лучшие живописные работы этих художников из российских музеев и дать исчерпывающий и многоплановый образ этого без сомнения самого важного и самобытного явления в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века.

Выставка осуществлена при поддержке компании «Делойт», СНГ

 

 

Информация (на 25.05.2018):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, залы 49-54.

Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 250 рублей, дети до 18 лет – бесплатно.

Комплексный входной билет (Главное здание и Инженерный корпус): взрослые – 700 рублей, льготные категории – 300 рублей, дети до 18 лет – бесплатно.

 

Смотреть еще

Добрый музей Третьяковской галереи готовится принять посетителей.

Добрый музей Третьяковской галереи готовится принять посетителей.

24.06.2024.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *