С 18.05 до 29.07.2018 в Мультимедиа Арт Музее.
ХII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018» – Коллекция Фонда Иваты Накаямы. При содействии МЕМ.
Ивата Накаяма – один из самых ярких представителей эпохи модернизма в японской фотографии. «Обладая изощренной техникой и тонким чувством формы, он заставлял фотобумагу лучиться невиданным великолепием», – пишет куратор Художественного музея Сёто Юри Мицуда.
Ивата Накаяма родился 3 августа 1895 года в Янагаве (префектура Фукуока). С самого детства он интересовался европейским искусством и даже хотел стать художником.
Познакомившись с американским и европейским искусством, Накаяма решительно отказался ему подражать. Он хотел быть на равных с европейскими и американскими художниками, создавая нечто принципиально новое, не пытаясь имитировать западные образцы.
В Японии начала ХХ века художественная фотография в значительной степени была уделом любителей. В основном публику интересовали предметы, изображенные на фотографии, а не фотография как способ художественного выражения. Накаяма же считал, что фотография может быть чистым искусством. Фотографию создает не камера, уточнял он, а художник, использующий эту камеру.
«Долгое время я считал фотографию и живопись одним видом искусства, поскольку обе работают с плоскостью. Однако, сколько бы я ни совершенствовал свое мастерство, мне бесконечно далеко до Рафаэля…
Так что вместо этого я стал вникать в красоту и обаяние фотографии и исследовать возможности ее материалов и инструментов… В результате мне удалось создать художественные фотографии, которые вселяют в меня чувство некоторого удовлетворения», – рассказывал Накаяма.
В 1930-е годы Ивата Накаяма был одной из самых ярких звезд японской фотографии, несмотря на то, что в период нарастающего национализма, тот факт, что Накаяма использовал камеру для выражения своего внутреннего мира, вместо того, чтобы отображать объективную реальность, нередко вызывал в его адрес критику. Тем не менее Ивата Накаяма оставался верен своим принципам.
Созданный Иватой Накаямой «Фотоклуб Асии» гордился тем, что «превыше всего ценит индивидуальность» и «не создает подражательных работ».
Критерием оценки работы, считал Накаяма, должна быть не ее принадлежность к тому или иному стилю, а то, что она «чужда подражательству и верна концепции данного художника».
Куратор: Ольга Свиблова
Проект представлен: Художественный музей префектуры Хёго, при содействии: MEM
Стратегические партнёры «Фотобиеннале 2018»:
Информация (на 18.05.2018):
Мультимедиа Арт Музей.
Адрес: улица Остоженка дом 16.
Ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры.
Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.
Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для школьников и пенсионеров – 50 рублей.
Каждый третий вторник месяца вход в музей для всех посетителей бесплатный.