Четверг , 5 декабря 2024

Восковая пластика Фёдора Толстого.

С 27.02 до 05.06.2018 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.

Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники».

Третьяковская галерея представляет камерную выставку произведений восковой скульптуры, выполненных графом Фёдором Петровичем Толстым (1783–1873), мастером эпохи романтизма. В экспозиции демонстрируются рельеф «Автопортрет с семьей» и композиции на тему поэмы Гомера «Одиссея».

Они особенно бережно хранятся в фондах и редко экспонируются в залах музея, так как скульптура из воска уникальна и из-за хрупкости материала подвержена риску разрушения.

Художественное наследие Ф.П. Толстого чрезвычайно разнообразно: это рисунки, акварели, гравюры, медали, скульптура, картины, эскизы декораций. Но главным своим призванием художник считал медальерное и скульптурное искусство.

Особенно ярко он проявил себя в восковой пластике, в совершенстве овладев сложной техникой и продемонстрировав большое мастерство. Его произведения способствовали тому, что в обществе стали по-новому смотреть на работы, выполненные в воске, и оценивать их как самостоятельные произведения высокого художественного уровня, а не как подготовительную стадию процесса перевода скульптуры в гипс или металл.

Над каждым сюжетом Фёдор Толстой работал кропотливо, порой по нескольку месяцев, нанося слой за слоем расплавленный и слегка подкрашенный в розовый цвет воск на аспидную доску.

Выбор основы не был случайным. Аспид — черный твердый сланец — был особенно популярен в XIX веке и использовался как доска для письма. Ф. Толстой увидел новые возможности, которые давал этот материал: живописный контраст черного и светлого цветов помогал выявить глубину пространства.

Используя тончайшие градации в высоте рельефа, скульптор добивался сложного, многопланового решения композиции.

Произведения Ф. Толстого, выполненные в столь сложной технике, являются безусловными шедеврами.

Рельеф «Автопортрет с семьей» занимает одно из центральных мест в творчестве мастера. Будучи увлечен античностью, Толстой запечатлел себя и жену в древнегреческих хитонах, а на спинку маленькой дочки Елизаветы набросил прозрачную вуаль.

Некоторая идеализация образов, условность одежд не вступают в противоречие с правдой жизненных наблюдений за объектами окружающего мира.

Интерес к греческой мифологии появился у Толстого еще во время обучения в Императорской Академии художеств, когда сформировались его классицистические идеалы и определился характер будущего творчества.

В 1814–1816 годах он создал четыре рельефа на сюжеты «Одиссеи» Гомера, поражающие ювелирной точностью исполнения, законченностью композиций, знанием античного быта. Остановившись на наиболее драматических событиях эпопеи, художник трактовал их с тонким поэтическим чувством. Иллюзия трехмерного пространства и воздушной перспективы воссоздана с филигранным мастерством.

 

Ф.П. Толстой «Автопортрет с семьей» 1812
Ф.П. Толстой «Автопортрет с семьей» 1812. Собрание Государственной Третьяковской галереи.

 

Информация (на 24.02.2018):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, зал 12.

Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.

 

Смотреть еще

От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII – начала XX века.

От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики.

С 20.06 до 10.11.2024 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Главное здание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *