С 27.02 до 05.06.2018 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.
Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники».
Третьяковская галерея представляет камерную выставку произведений восковой скульптуры, выполненных графом Фёдором Петровичем Толстым (1783–1873), мастером эпохи романтизма. В экспозиции демонстрируются рельеф «Автопортрет с семьей» и композиции на тему поэмы Гомера «Одиссея».
Они особенно бережно хранятся в фондах и редко экспонируются в залах музея, так как скульптура из воска уникальна и из-за хрупкости материала подвержена риску разрушения.
Художественное наследие Ф.П. Толстого чрезвычайно разнообразно: это рисунки, акварели, гравюры, медали, скульптура, картины, эскизы декораций. Но главным своим призванием художник считал медальерное и скульптурное искусство.
Особенно ярко он проявил себя в восковой пластике, в совершенстве овладев сложной техникой и продемонстрировав большое мастерство. Его произведения способствовали тому, что в обществе стали по-новому смотреть на работы, выполненные в воске, и оценивать их как самостоятельные произведения высокого художественного уровня, а не как подготовительную стадию процесса перевода скульптуры в гипс или металл.
Над каждым сюжетом Фёдор Толстой работал кропотливо, порой по нескольку месяцев, нанося слой за слоем расплавленный и слегка подкрашенный в розовый цвет воск на аспидную доску.
Выбор основы не был случайным. Аспид — черный твердый сланец — был особенно популярен в XIX веке и использовался как доска для письма. Ф. Толстой увидел новые возможности, которые давал этот материал: живописный контраст черного и светлого цветов помогал выявить глубину пространства.
Используя тончайшие градации в высоте рельефа, скульптор добивался сложного, многопланового решения композиции.
Произведения Ф. Толстого, выполненные в столь сложной технике, являются безусловными шедеврами.
Рельеф «Автопортрет с семьей» занимает одно из центральных мест в творчестве мастера. Будучи увлечен античностью, Толстой запечатлел себя и жену в древнегреческих хитонах, а на спинку маленькой дочки Елизаветы набросил прозрачную вуаль.
Некоторая идеализация образов, условность одежд не вступают в противоречие с правдой жизненных наблюдений за объектами окружающего мира.
Интерес к греческой мифологии появился у Толстого еще во время обучения в Императорской Академии художеств, когда сформировались его классицистические идеалы и определился характер будущего творчества.
В 1814–1816 годах он создал четыре рельефа на сюжеты «Одиссеи» Гомера, поражающие ювелирной точностью исполнения, законченностью композиций, знанием античного быта. Остановившись на наиболее драматических событиях эпопеи, художник трактовал их с тонким поэтическим чувством. Иллюзия трехмерного пространства и воздушной перспективы воссоздана с филигранным мастерством.
Информация (на 24.02.2018):
Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, зал 12.
Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10.
Ближайшая станция метро – «Третьяковская».
Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.