До 20.11.2017 в Московском музее современного искусства, здание на Петровке, дом 25.
ММОМА продолжает знакомить широкую публику с важнейшими частными собраниями российских коллекционеров.
Задача двухчастного проекта «Модернизм без манифеста» — не просто представить зрителю одну из крупнейших коллекций живописи, графики и скульптуры советского периода, но и продемонстрировать на этом материале новейший подход к истории отечественного искусства XX века (1910-1970-х гг.), начиная от самых истоков модернистской живописи в России.
Принципиальное новаторство проекта в том, что «Модернизм без манифеста» по существу является выставкой-исследованием, прослеживающим взаимосвязь «невидимых» после 1932 года пост-авангардных художественных сообществ, чьи декларации формулировались уже не в слове, а в самой живописной манере.
Строя свое исследование на собрании Романа Бабичева, которое насчитывает около 4 000 объектов искусства 1910-х – 1970-х годов, группа кураторов предпринимает попытку наглядно показать разнообразие советских модернизмов, найти преемственность между отдельными точками в истории российской культуры и проследить ряд сквозных тенденций, восходящих к началу столетия.
Авторы исследования называют свой взгляд на советское искусство «взглядом из символистской перспективы». Принимая символизм за исток модернизма в России, экспериментальная экспозиция объединяет живопись, скульптуру, архитектурную и книжную графику в 14 тематических блоков.
Кураторские тексты, сопровождающие каждый блок экспозиции, погружают нас внутрь проведенной аналитической работы и дают исторический контекст рассматриваемого явления, его связь с художественными поисками предыдущих поколений и тот импульс, который он дал следующим. Экспозиция выстраивает сразу несколько параллельных линий преемственности и раскрывает динамику и внутренние процессы, происходящие в искусстве, вынужденном считаться с запросами власти.
Зрителю предлагается обнаружить поэтико-декоративные стихии «Мира искусства», «Голубой розы», «Ослиного хвоста» и «Союза русских художников» в произведениях последующих поколений художников.
Найти влияние символизма и в сталинском барокко, и в камерных полотнах опальных «формалистов», по-своему объединяющего эти идеологически полярные произведения 1930-х.
А также проследить, как тенденции «новой лиричности» и «советского гуманизма» 1940-х закладывают главные приметы живописи 1960-х. Кураторы показывают, как ученикам Малевича, Петрова-Водкина и Филонова удается экспериментировать с формой в расплывчатых представлениях власти об отражении «советской действительности», и как модернистскими средствами ведутся поиски «пролетарского типажа».
Как художники бывшего «Бубнового валета» нашли пространство для пластических опытов в политически нейтральном пейзаже, какое влияние участники этого объединения оказали на советское искусство 1920-х – 1950-х годов, и удалось ли художникам 1960-х найти условную эстетическую независимость за официальными образами и социалистическими мотивами?
Параллельно логике основных залов отдельная часть выставки будет посвящена станковой и книжной графике, долгое время остававшейся вне поля зрения идеологической машины и служившей вплоть до 1960-х годов экспериментальным пространством, где развивались многие находки довоенного модернизма.
Самостоятельный блок экспозиции будет посвящен работам в жанре архитектурной графики, в которых зритель сможет проследить параллельный экспериментам конструктивистов и рационалистов путь отечественной архитектуры от неоклассики 1900-х к «монументальному ордеру» 1930-х.
Впечатляющий объем художественного архива и проведенного исследования не позволил ограничиться одной экспозицией. Первая часть проекта даст широкий обзор проведенного исследования, вторая выставка будет открыта следом и даст более глубокое представление о теме.
К открытию первой части проекта «Модернизм без манифеста» приурочен выход первого из пяти томов о коллекции Романа Бабичева. К выставке готовится образовательная и экскурсионная программа, а также аудио-гид.
Кураторская группа: Роман Бабичев, Надежда Плунгян, Александра Селиванова, Валентин Дьяконов, Ольга Давыдова, Мария Силина.
Информация (на 30.09.2017):
Московский музей современного искусства, здание на Петровке, дом 25
Адрес: улица Петровка, дом 25.
Ближайшие станции метро «Чеховская» и «Пушкинская».
Часы работы: с понедельника по воскресенье с 12:00 до 20:00, каждый четверг музей работает с 13.00 до 21.00, выходной – третий понедельник каждого месяца.
Стоимость билетов – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей. Посещение всех зданий музея по одному билету в день приобретения – взрослые 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.
Свободный вход в третье воскресенье каждого месяца.