До 15.12.2017 в Мультимедиа Арт Музее.
В рамках празднования своего 20-летия Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в России показывает выставку Константина Бранкузи, одного из самых влиятельных и известных скульпторов ХХ века.
Выставка в МАММ — первая попытка показать феномен Бранкузи во всей его полноте. В экспозиции нашли отражение все аспекты творчества великого художника: скульптуры, рисунки, фотографии и фильмы.
Эзра Паунд, близко друживший с художником, писал: «Произведения Бранкузи обладают накопительным воздействием. Он создал целый мир ФОРМЫ. Его надо видеть в его совокупности. Это система. Видение».
Музей привозит в Россию произведения Константина Бранкузи из Центра Помпиду, обладающего самой крупной коллекцией автора. Этим проектом МАММ продолжает программу творческого сотрудничества с Центром Помпиду. Выставка стала возможной благодаря поддержке фонда «Искусство, наука и спорт».
Мастерская Константина Бранкузи, которую он завещал Франции, при условии, что Национальный музей современного искусства в Париже / Центр Помпиду сохранит её в первозданном виде, говоря современным языком, являлась мультимедийным пространством.
Бранкузи был новатором и экспериментатором. В работе он использовал самые разные материалы, революционно соединяя в своих произведениях дерево, камень, бронзу и мрамор.
Его мастерская была настоящей «алхимической лабораторией», в которой, используя все доступные медиа, он искал способы наилучшим образом передать своё мироощущение.
Организаторам выставки показалось необыкновенно важным также соединить в одном пространстве все творческие ипостаси Константина Бранкузи, чтобы зрители могли увидеть мир именно таким, каким видел его сам Бранкузи, и каким он мечтал показать его окружающим.
Всем известно, что Константин Бранкузи был великим скульптором, его работы, ставшие символом нового модернистского подхода в искусстве, знает весь мир. Однако мало кто знает, что он был прекрасным фотографом, а также автором фильмов, также по праву ставших достоянием эпохи модернизма.
Фотография занимала огромное место в его творчестве. Недовольный качеством фоторепродукций своих работ, Константин Бранкузи стал сам фотографировать свои произведения.
Начиная с 1914 года, Бранкузи создал несколько тысяч снимков, в фокусе которых, прежде всего, были его скульптуры и его мастерская. Крёстным отцом в фотографии и кино для Константина Бранкузи стал Ман Рэй. Он давал советы в основном технического характера.
Ман Рэй писал: «[Его снимки] были расфокусированы, пере- или недоэкспонированы, стёрты и с пятнами. Именно так, говорил он, и нужно воспроизводить его творения. Может, он был прав — одна из его золотых птичек была схвачена в падающих лучах солнца так, словно от неё исходило сияние зари, это придало работе неожиданную силу».
По мнению самого Бранкузи именно фотография позволяла наиболее точно выразить суть его работ: «Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?»
Фотография никогда не была для Бранкузи просто способом документации. Если бы он нуждался в каталогизации своих работ, его близкие друзья, и «по совместительству» величайшие фотографы своего времени, с радостью помогли бы ему в этом.
Фотография и кино, были для Бранкузи идеальным способом передать «живой» динамический аспект его скульптур, вдохнуть в произведения движение.
«Метаморфоза. Жизнь есть брожение, и должна меняться, чтобы оставаться живой», — утверждал художник. В поисках этой «живой жизни», он создавал десятки отпечатков с одного негатива, пытаясь уловить те скрытые смыслы и переживания, которые не видны обычным глазом.
Важной частью экспозиции в МАММ являются рисунки Константина Бранкузи, в том числе знаменитые портреты Джеймса Джойса, созданные в качестве иллюстрации для фронтисписа книги Джойса «Сказы о Шеме и Шоне»; зарисовки животных, карандашные наброски скульптур, портреты и автопортреты, так же проникнутые идеями движения, жизни, метаморфоз, как и всё, к чему прикасался великий художник.
При этом Бранкузи всегда был предельно самостоятелен в своих художественных пристрастиях, которые он сформулировал в «Манифесте о сути вещей»: «Суть вещей должна быть представлена предельно лаконично, просто, выразительно и ясно».
Кураторы: Жюли Джонс, Ольга Свиблова
При поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Информация (на 17.09.2017):
Мультимедиа Арт Музей
Адрес: улица Остоженка дом 16.
Ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры.
Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.
Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.