До 03.12.2017 в Государственном музее А.С. Пушкина.
Это первая в истории монографическая выставка русского художника Александра Клюндера (1802-1874/1875).
В проекте участвуют все ведущие музеи России – Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Исторический музей, ГМИИ имени А.С. Пушкина и другие.
Выставка открывает широкой публике имя «забытого» живописца, создавшего широкую портретную галерею столичного общества николаевской России, современников А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Межмузейный проект в Государственном музее А.С. Пушкина продолжает цикл монографических выставок (и изданных к ним альбомов-каталогов), посвященных мастерам русского камерного акварельного портрета первой половины XIX века.
Музей уже познакомил посетителей с творчеством П.Ф. Соколова (2003), А.П. Брюллова (2008), В.И. Гау (2011). Новая выставка представляет художника, чье имя сегодня малоизвестно широкой аудитории.
Александр Иванович Клюндер не относился к числу самых лучших портретистов XIX века, чей талант и авторитет обеспечили прижизненную славу и посмертную известность как им самим, так и запечатленным на их портретах людям.
И хотя был художник для своего времени вполне востребованным, удостоенным звания академика и чести писать портреты членов императорской фамилии, в истории русского искусства XIX века его имя сохранилось, возможно, благодаря тому факту, что ему дважды позировал поэт Михаил Лермонтов…
В проекте приняли участие 20 российских музеев и частные коллекционеры. Выставка представит 159 оригинальных акварельных портретов кисти Клюндера. Большинство из них зритель увидит впервые!
Автором идеи, вдохновителем межмузейного выставочного проекта и непосредственным его участником стал кандидат исторических наук, академик РАХ Александр Кибовский.
Известный своими научными работами в области военной истории, он хорошо знаком с творчеством этого художника, принимал участие в атрибуции его работ.
Александр Кибовский:
«Расцвет популярности Александра Клюндера пришелся на 1830-1840-е годы. В это время его старательность, точность в изображении лиц, хорошие навыки владения акварелью и быстрота исполнения заказов, в сочетании с умеренными финансовыми запросами, дали результат.
Один за другим гвардейские полки поручали «недорогому» художнику создание серий офицерских портретов. Лейб-гусары, кавалергарды, кирасиры Его Величества – десятки оригинальных акварелей и множество копий, созданных Александром Клюндером, запечатлели два поколения блестящей военной молодежи николаевской эпохи.
Одной из самых известных стала серия портретов офицеров лейб-гвардии Гусарского полка, в котором служил Лермонтов. Выполняя множество заказов, Клюндер умело добивался портретного сходства. Правда, в его акварелях почти невозможно было уловить внутренний мир персонажей.
За это Клюндера потом ругали почитатели поэта – мол, дважды рисуя Лермонтова, он не сумел отразить в портрете его литературного гения. Но если высокое предназначение Лермонтова не нашло отражения под кистью Клюндера, то внешнее сходство он вполне передал.
Сослуживец поэта А.Д. Есаков вспоминал: «Из всех портретов Лермонтова, которые когда-либо издавались, положительно ни один не схож с оригиналом. Помнится мне, что офицеры лейб-гвардии Гусарского полка поднесли свои акварельные портреты бывшему своему командиру М.Г. Хомутову.
Между этими портретами был и портрет Михаила Юрьевича, и единственный, по мне, лучше других его напоминающий…».
И сослуживцы Лермонтова, гусары его полка, оставались довольны своими изображениями, о чем свидетельствуют их многочисленные авторские копии, как серийные, так и индивидуальные.
Написанная Клюндером серия портретов офицеров Лейб-Гвардии Гусарского полка прославилась еще в XIX веке. Многие сослуживцы Лермонтова подарили свои портреты полковому командиру.
И каждый историк, филолог, писатель, изучавший творчество Лермонтова, знал о знаменитой «хомутовской коллекции». Ее акварельные портреты искали, собирали, изучали. Но за все прошедшие годы она ни разу не была показана во всей своей полноте…».
Информация (на 01.09.2017):
Государственный музей А.С. Пушкина.
Адрес: улица Пречистенка, 12/2.
Ближайшая станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 50 рублей.
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.