Четверг , 5 декабря 2024

Наш кудесник, живописец и поэт… Александр Орловский (1777-1832).

До 10.07.2017 в Государственном музее А.С. Пушкина.

К 240-летию художника. Графика из собрания Государственного музея А.С. Пушкина и частных коллекций.

Я вопьюсь в твои картинки

Жаждой чувств и жаждой глаз,

И творю в душе поминки

По тебе, да и по нас!

П.А. Вяземский

 

Личность Александра Осиповича Орловского (1777-1832), непревзойденного польско-русского рисовальщика, прочно и навсегда обосновавшегося на брегах Невы в начале XIX столетия, – легендарна в пантеоне отечественной культуры. Наряду с величайшими достижениями первого поэта России Александра Сергеевича Пушкина, творчество этого художника во многом определило визуальное представление о целой эпохе.

Сопряжение судеб А.С. Пушкина – А.О. Орловского символично и неслучайно. Романтический пафос, одухотворенная возвышенность, глубоко личностное начало во всем, а также сюжеты, темы и герои их произведений объединяют выдающихся мастеров пера и слова; карандаша и кисти.

Давно на слуху пафосное воззвание из поэмы «Руслан и Людмила»:

Бери свой быстрый карандаш,

Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

А.О. Орловский – уникальный пример ярчайшей художественной и личностной индивидуальности, когда академические упреки в непрофессионализме разбивались о неподражаемую импровизационную манеру и гротескный стиль, подкрепленные жаждой жизни, острой наблюдательностью, горячим темпераментом, мужским обаянием, социальной смелостью, удачей и признанием.

«Грациозное остроумие его работ снискало ему европейскую известность. Его простонародные сцены, лошади, солдаты, карикатуры ценятся знатоками на вес золота. <…> Смелость его кисти не затмевает чистоты рисунка, а кажущаяся наивной достоверность – тонкой насмешки» (Ф. Ансело).

Для Государственного музея А.С. Пушкина – творческое наследие А.О. Орловского имеет не только утилитарно-иллюстративное, но и вполне осознаваемое метафизическое значение. Ведь помимо биографических пересечений с поэтом он являлся и крупным коллекционером-собирателем, находившим в прошлом необходимую опору для полноценного существования и дальнейшего развития.

Выставка графических произведений А.О. Орловского (оригинальных и тиражных) – дань уважения замечательному польско-российскому художнику, внесшему значимый вклад, как в изобразительное искусство, так и в многонациональную культуру страны в целом.

Выставка приурочена к 240-летию со дня его рождения. Не претендующая на всеобъемлемость, но эстетически стильная и тематически логичная, она продолжает устойчивую традицию в преддверии будущего крупного юбилея.

Экспозиция выставки структурирована по жанрово-тематическому принципу; разумеется, с некоторой условностью. Она располагается в трехчастной анфиладе и насчитывает около ста произведений. Ряд из них выполнен непосредственно самим А.О. Орловским в оригинальных графических техниках или в любимой им литографии. Другие – известными или анонимными мастерами по его рисункам или же печатным образцам (гравюры и литографии).

В каждом из залов присутствует автопортрет художника, а также поэтический девиз, раскрывающий его основное содержание, задающий общую тональность восприятию разнообразных по хронологии, физическому масштабу и исполнительскому качеству работ.

Поддержать целостное и позитивное впечатление, также позально, призваны музейно-предметные инсталляции в центре плоскостной развески.

Графические листы первого «Военно-исторического» зала знакомят с одной из ведущих тем его творчества. Интерес к военной героике прошлого и настоящего воплощен в сюжетах сражений, в безымянных фигурах рядовых или в персонифицированных образах полководцев.

Второй зал – «Народно-бытовой» раскрывает достижения Орловского-жанриста, главным образом, в литографии.

Здесь, на многофигурных композициях, вполне реалистично отражена будничная полнокровная жизнь Петербурга, его трудовых низов – извозчиков, торговцев, ремесленников, взрослых и детей, мужчин и женщин.

Русский национальный характер, как нельзя лучше выявлен художником в дорожных мотивах с лихими тройками, отчаянными возницами, самоотверженными седоками или изнеженными франтами.

Третий зал – «Портретный; карикатурно-ироничный» посвящен портретному жанру, а также карикатуре и шаржу в творчестве А.О. Орловского. Последние принесли ему невероятную популярность и признание.

 

 

Информация (на 22.03.2017):

Государственный музей А.С. Пушкина.

Адрес: улица Пречистенка, дом 12/2.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.

Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 50 рублей.

Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.

 

Смотреть еще

Ростов-на-Дону Выставка Пушкиниана в изобразительной искусстве ХХ века

Пушкиниана в изобразительной искусстве ХХ века.

С 30.08 до 30.09.2024 в Ростовском областном музее изобразительных искусств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *