До 04.12.2016 в Крокин Галерея.
«Экспедиция в неизвестные пространства, напоминающие те, где ты никогда не был, и города, напоминающие те, где уже был». – А. Иванова-Йохансон.
Алена Иванова-Йохансон принадлежит редкому числу молодых художников, бесстрашно даже алчно работающих с пространством. Но не в субстанциональной его ипостаси, побуждающей искать структуры и законы внутри его бесконечной и абсолютной самодостаточности.
Речь идет о другом свойстве пространства: вмещать бесконечное число образов и их элементов – осколков уже состоявшихся или еще не ставших. Наверное, уместнее было бы говорить о пространстве памяти, личной или общей – не суть. За долгий путь Homo Sapiens внутри созданной им культуры уже трудно отличить одно от другого.
Следы, блики, перспективы, руины – образы Йохансон слишком чувственны, чтобы стать символами, слишком непредсказуемы, чтобы выступать аллегориями.
Их можно было бы назвать архетипами, если бы не яркая эмоциональность их обретения и подачи, делающая иконологические штудии (применяемые обычно к вычислению архетипов) избыточными и бессмысленными.
Эти образы напоминают нам о том, что познание, если следовать эллинам, знает не только путь логоса, но и psyché – чувства. Ведь именно чувство способно воплотить образы, которые всегда живут на периферии сознания, но не могут реализоваться без внимания и любви.
Пространство памяти сферично и подвижно. Как в магическом кристалле, который на практике есть прозрачный шар, с помощью которого поэты некогда извлекали в явь виденные или пригрезившиеся образы, воспоминания циркулируют в нем в разных слоях.
Иногда несомые ими «атомы памяти» совпадают в радиальной проекции, и тогда идущий от центра луч высвечивает на поверхности образ – самый дальний и самый важный.
Удаленность здесь выступает синонимом изначальности, то есть причастности к бесконечно далеко отстоящим от нас истокам. Отсюда проистекает необходимость путешествия – в пространстве и во времени.
И не важно, под чьими парусами ты пойдешь в плаванье: прецедентное имя джойсового Улисса все равно отошлет к Одиссею.
Смысл пути, как известно сам путь, чреватый обретением воспоминаний – от виденного нами или увиденного кем-то до нас. Визуализация этих воспоминаний и есть суть работ Алены Йохансон и нынешней выставки.
Наталия Сиповская
Информация (на 10.11.2016):
Крокин Галерея
Адрес: Климентовский переулок, дом 9. Проезд до станции метро «Третьяковская»
Галерея работает только по предварительной договоренности. Контактная информация на сайте галереи — http://www.krokingallery.ru