До 02.11.2016 в Зверевском центре современного искусства.
Выставка Александра Андреевича Ливанова (р. 1938), основоположника московской школы цветного рисунка и выдающегося педагога, представляет собой кульминацию трехчастного проекта Зверевского центра, представляющего учителя и его учеников.
Родившийся в семье учеников В. А. Фаворского – художников А. П. Ливанова и А. Ф. Билль – Александр Андреевич Ливанов известен как великолепный график, работающий цветным карандашом.
На выставке в ЗЦ он представил коллажи из «подрисованных» фотографий, спонтанные, ажурные, «сквозные», вытекающие из опыта эстампа и открывающие новые горизонты излюбленного дадаистами жанра.
И в этом сегодня – новый Ливанов, отсюда название его выставки – «Шаг в сторону». Среди представленных на выставке работ – коллажи А. А. Ливанова из собрания Александра Хвалебнова.
«Известный рисовальщик Александр Ливанов однажды признался, что больше любит подрисовывать, чем рисовать. Подрисовывать к чему-нибудь…, например, к чужому рисунку. Возможно, именно поэтому, он – великий педагог. Еще интереснее подрисовывать к фотографии – отсюда коллажи.
Сейчас художник создает, так называемые им, ажурные или сквозные коллажи, похожие на гравюру, где их прозрачность и выход изображения на белое вытекают из опыта эстампа. Наложение прозрачных сеток, цвет на цвет, как в эстампе. Иероглифическое начертание по белому отсылает к Востоку.
Линия не рисуется по коллажу, а режется вместе с формой, ради ее усложнения и разнообразия толщины. Происходит еще и наложение слоев, которое дает непредвиденную энергетику. Подрисовать уже склеенный коллаж не получается, пропадает его спонтанность.
А еще ажурные коллажи Ливанова напоминают изразцы, которыми украшали печку. В деревянных домах были перегородки между горницей и кухней – заборки, составленные из отдельных картинок, наборное панно. В богатых домах украшалась сама печь… камин или голландка. Данная экспозиция – это образ наборного панно, в идеале – печи с изразцами.
Автор считает коллаж игрой, управляемой случайностью, управляемой в осознанности отбора, когда получается то, что ты не ожидал… и на что-то похоже. Игровая ситуация – вариации из кусков, пауз, повторов, ритмов, которые свободны в импровизации – напоминают джаз. Кстати, именно так назвал когда-то альбом своих аппликаций Анри Матисс.
Жанр коллажа способен к развитию, он не остановился на Швиттерсе, он спокойно взирает на постмодернизм, сохраняя при этом опыт пластичности. Поп-арт широко воспользовался возможностями коллажа сочетаться с живописью за счет шелкографии, а новые технологии позволяют развивать его в еще неизвестном направлении».
Ольга Иордан
Информация (на 24.10.2016):
Зверевский центр современного искусства.
Адрес: улица Новорязанская, дом 29. Ближайшие станции метро «Бауманская» и «Комсомольская».
Время работы: понедельник – пятница с 12:00 до 19:00, суббота и воскресенье – по предварительной договоренности.