Сокровища культурного наследия Узбекистана.

До 25.09.2016 в Музее декоративно-прикладного искусства.

Из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и Государственной Третьяковской галереи. При участии частных собраний Таира Таирова и семьи Путниковых.

Выставка проходит в рамках многолетней комплексной программы Музея «Наследие Содружества. Традиции для будущего», которая включает в себя организацию выставок и совместных экспозиций декоративно-прикладного и народного искусства в России и странах СНГ, издание каталогов и альбомов на русском языке и языках государств Содружества, проведение мастер-классов, направленных на сохранение и продвижение культурного достояния.

В пяти залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства впервые так масштабно будет представлено декоративно-прикладное искусство из обширных фондов музея, связанное с культурным наследием Узбекистана: художественный текстиль, керамика, ювелирные изделия, художественный металл, резное и расписное дерево, лаковая миниатюра, расписные подносы, музыкальные инструменты.

Основная часть коллекции узбекского декоративно-прикладного искусства в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства сформировалась в конце 1930-х годов.

Особую ценность представляют образцы тканей, национальные костюмы и другие экспонаты, которые участвовали в знаменитой Всемирной выставке в Париже 1937 года. Первоклассные работы узбекских мастеров были отмечены высокими наградами и вновь пробудили в Европе интерес к притягательному искусству Востока, впитавшему многовековые традиции и звучавшему особенно жизнеутверждающе и современно.

В экспозицию включены образцы шелковых тканей, сюзане, набойки, произведенные в городах Наманган и Магелан Узбекской ССР в середине 1930-х годов. Внимания заслуживают высокохудожественные образцы национальной одежды – халаты, жилеты, тюбетейки, выполненные в технике золотной и серебряной вышивки на бархате.

Ювелирное искусство Узбекистана представлено коллекцией женских украшений, созданных в 1935-1936 годах мастерами Ташкентской и Бухарской ювелирных артелей специально для экспонирования на Всемирной выставке в Париже.

После триумфального успеха советской экспозиции, часть драгоценных женских украшений была передана в Музей народного искусства. В экспозицию включены изделия Бухарской артели ювелиров «Кзыл Магданчи», которую представляли в Париже Шариф Бакаев, Максин Мухтаров, Мирходжан Мардалиев, Мухудзин За-удинов, Агат Самадов.

Узбекистан славится искусством керамики. Фонды музея обладают замечательными экземплярами, в том числе, изготовленными на Ташкентском учебно-производственном комбинате художественной промышленности для демонстрации на Парижской выставке 1937 года.

Большинство изделий создано потомственным мастером Турабом Миралиевым. Его работам свойственна геометризация растительного орнамента и использование окантовки, гравированной контурной линией.

Мелкая керамическая пластика Узбекистана представлена небольшим набором традиционной игрушки сказочно-зооморфного содержания, произведенной в кишлаке Уба и Самарканде потомственными мастерами.

Выбранный кураторами формат проекта позволил включить в состав выставки произведения, созданные под впечатлением или на темы, тесно связанные с богатейшим наследием Узбекистана. 

Так, ряд лаковых миниатюр мастеров традиционно российских центров этого промысла – Федоскино, Мстеры и Холуя, созданы под влиянием поездок авторов в Узбекистан. Главными персонажами их миниатюр становились простые люди труда, их отличает насыщенный цвет, впитавший яркое солнце южного края, лаконичные и убедительные образы.

Значительный отдел выставки составляют связанные с Узбекистаном произведения станковой живописи и скульптуры из собрания Государственной Третьяковской галереи, впервые в таком блестящем составе и в таком контексте представляемые публике.

Дополняют экспозицию экспонаты из частных собраний Таира Таирова и семьи Путниковых, среди которых предметы узбекского текстиля и аксессуаров XIX-первой половины XX веков, графика Кузьмы Петрова-Водкина, произведения живописи Варшама Еремяна, Михаила Курзина, Александра Волкова, Леона Бурэ и других художников, посвященные Самарканду, Бухаре, Хиве, Ташкенту.

Культурное наследие Узбекистана создавалось художниками, родившимися и питавшимися традициями этого благодатного щедрого края, мастерами, побывавшими на этой древней земле и вдохновленными искусством, культурой, архитектурой, природой и народом этой страны.

 

 

Информация (на 19.08.2016):

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Адрес: Делегатская улица, дом 3 (ближайшие станции метро «Новослободская», «Маяковская» и «Цветной бульвар»).

Время работы: понедельник, среда, пятница, воскресенье – с 10.00 до 18.00, в четверг с 10.00 до 21.00, в субботу – с 12.00 до 20.00.

Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 130 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.

 

Смотреть еще

Лекция Зулимы Безировой «История ковроткачества на примере коллекции Всероссийского музея декоративного искусства». Всероссийский музей декоративного искусства.

Лекция Зулимы Безировой «История ковроткачества на примере коллекции Всероссийского музея декоративного искусства».

15.08.2024 в Всероссийском музее декоративного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *