До 10.09.2016 в Музее-мастерской С.Т. Коненкова.
Экспозиция организована в форме диалога и посвященная проблемам поиска, сохранения, изучения и пропаганды творчества великих мастеров русской скульптуры ХХ века.
Актуальность нового выставочного проекта заключается в том, что впервые кураторы предприняли попытку выстроить визуальные параллели в жизни и творчестве двух великих скульпторов, которые были современниками, и чье творчество развивалось в русле русской и европейской скульптурных школ первой половины ХХ века.
В искусстве С. Конёнкова и С. Эрьзи отразился процесс поиска и открытий новых путей развития скульптуры, новаторского отношения к дереву, ставшему главным материалом их творчества.
В творчестве скульпторов существует немало схожих тематических линий и сюжетов, которые они разрабатывали индивидуально, в соответствии с собственными образно-стилистическими концепциями, в каждом случае сумев достичь интересных результатов.
Так, на выставке зрителям предоставляется возможность увидеть визуальные параллели между произведениями С. Конёнкова и С. Эрьзи, изображающими образы Христа и пророков, женскими портретами, образами великих людей и т.д.
При этом очевидно влияние творчества С. Конёнкова на становление стиля молодого С. Эрьзи. Прошло столетие с того дня, когда в 1916 году в мастерской Конёнкова на Пресне Эрьзя впервые увидел произведения, исполненные им в дереве.
Но получив сильный импульс от увиденных произведений С. Конёнкова, далее С. Эрьзя пошел собственным путем, в результате которого сформировался уникальный, ни на кого не похожий творческий стиль мордовского мастера.
Немало совпадений наблюдается и в жизненных ситуациях, пережитых С. Конёнковым и С. Эрьзей. Например, обучение в скульптурной мастерской С. М.Волнухина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, путешествия по Европе, активное участие в плане монументальной пропаганды, успешная преподавательская деятельность, долгий период их пребывания и работы в Америке, возвращение на родину, где прошел последний – советский этап их жизни.
На выставке эти параллели отражены в архивных документах и фотографиях. Авторы экспозиции подготовили специальную программу мероприятий, среди них – диалог реставраторов музея и фонда, имеющих большой опыт работы со специфическими породами деревьев, в которых были исполнены произведения скульпторов.
Заключительными точками соприкосновения биографии двух великих мастеров стал известный факт посещения С. Конёнковым персональной выставки С. Эрьзи на Кузнецком мосту в Москве (1954), где он оставил такую запись в книге отзывов: «Одно могу сказать: очень хорошо! Приветствую Вас, Эрзя!»
А также надгробный памятник С.Эрьзе, который С.Коненков выполнил в 1961 году из белого мрамора в память о своем великом современнике и в знак признания его таланта. Гипсовая модель памятника экспонируется на выставке наряду с другими произведениями С.Конёнкова.
Программа мероприятий включает презентацию новых изданий о скульпторах, адресованных читателям разного возраста, а также – демонстрацию новых архивных находок, что привлечет внимание, в первую очередь, специалистов.
В программу включена демонстрация документального фильма «Зевс и Пан» (режиссер Ю.А. Лурье, 2005), рассказывающего о пересечении путей двух скульпторов, которым судьбой было предначертано стать соперниками и единомышленниками в жизни и искусстве.
Выставка организована совместно с Международным фондом искусств имени С.Д. Эрьзи, она продолжает цикл выставок «В гостях у Конёнкова», а также входит в юбилейную программу «Скульптор Эрьзя. Начало вечности», посвященную 140-летию С.Д. Эрьзи.
Информация (на 14.07.2016):
Мемориальный музей-мастерская С.Т. Конёнкова
Адрес: улица Тверская, дом 17 (ближайшие станции метро «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская»)
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 12:00 до 20:00, в четверг с 13:00 до 21:00, понедельник — выходной день. Последняя пятница каждого месяца — санитарный день.
Стоимость билетов: взрослые — 100 рублей, льготные категории — 50 рублей.
Внимание!
Перед зданием музея ведутся ремонтные работы, в связи с этим до 25 июля (официальная дата окончания работ) вход в музей затруднителен.