До 19.06.2016 в Мультимедиа Арт Музее.
Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых.
Это третья серия проекта «Grand Tour. Русская версия». Две предыдущие выставки, посвященные старой фотографии Рима и Неаполя, проходили в МАММ в декабре и феврале и вызвали огромный интерес публики.
По выражению Иосифа Бродского, Венеция – «это город для глаз; остальные чувства играют здесь еле слышную вторую скрипку».
Вместе с тем, сегодня нам крайне сложно увидеть Венецию «как таковую»: наше восприятие обусловлено создаваемыми на протяжении многих веков художественными образами, формирующими «венецианский миф» с его множеством аллюзий и ассоциаций.
Причудливо соединяя прошлое и настоящее, этот город всегда был окутан атмосферой загадочности, которая привлекала литераторов, художников, интеллектуалов и путешественников со всех концов мира.
Венеция почти не менялась в течение трех столетий. Благодаря огромным пожертвованиям венецианских купцов, город приобрел неповторимый архитектурный облик.
Изучению архитектурных стилей «жемчужины Адриатики» посвящено одно из наиболее значимых и объемных сочинений известного английского историка, искусствоведа и любителя фотографии Джона Рёскина – книга «Камни Венеции» (1853).
Посещение «города на воде» было обязательной частью программы русского Гран тура. Венеция стала важнейшим пунктом увлекательного путешествия, начатого в Риме и продолженного в Неаполе.
Русская литературная и художественная «венециана» очень обширна. Петр Вяземский, Федор Достоевский, Петр Чайковский, Михаил Врубель, Александр Блок, Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Валентин Серов были очарованы городом и создали образ своей Венеции.
Уже в середине 1850-х годов Венеция становится вторым после Рима фотографическим центром Италии. Здесь было открыто множество фотомастерских, конкурировавших между собой.
Венецианская фотография – это прежде всего архитектурные виды города и его окрестностей. Благодаря игре света и отражений каждый кадр обретает глубину.
Любимыми сюжетами местных фотографов становятся изображения гондолы, плывущей по Гран каналу; старинных палаццо, поражающих своей архитектурой; овеянных легендами мостов, соединяющих берега каналов. Особое место занимают видовые фотографии площади Сан Марко и Палаццо Дукале.
Одним из первых фотографов-любителей, создавших серию снимков достопримечательностей Венеции, был профессиональный художник Доменико Бресолин.
Благодаря четко выстроенной композиции его крупноформатные отпечатки 1850-х годов на соленой бумаге, постепенно вытеснившей дагерротип, были высоко оценены искусствоведами той эпохи и пользовались большой популярностью.
Создателями венецианской видовой фотографии считаются швейцарец Карло Понти и итальянец Карло Наяй. Известность им принесли снимки архитектуры города и внутренних убранств базилик и палаццо. В 1857 году они открыли студию, став самыми успешными фотографами в Венеции.
В 1870-е годы на площади Сан Марко располагалось 25 магазинов, принадлежавших разным фотографам.
Благодаря развитию фотографических техник альбуминовые отпечатки стали доступны более широкому кругу покупателей, начиная от историков искусства и заканчивая состоятельными туристами, которые хотели приобрести изображение главных достопримечательностей города «на память».
Представленные на выставке фотографии были созданы известными в то время итальянскими фотографами – Карло Найя, Карло Понти, Доменико Бресолин, Луиджи Саччи и Маурицио Лотце – и привезены русскими путешественниками, побывавшими в Венеции во второй половине ХIХ века.
Благодаря им мы имеем возможность окунуться в невероятную венецианскую атмосферу того времени.
Корпоративный попечитель музея: ГМК «Норильский Никель»
Информация (на 17.05.2016):
Мультимедиа Арт Музей
Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)
Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.
Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.