До 08.05.2016 в Галерее «Ковчег».
Тамара Андреевна Шиловская родилась в Петрограде в апреле 1916 в семье архитектора. Отец умер от туберкулеза, когда девочке было всего пять лет, однако его образ «человека не от мира сего», преданного не только архитектуре, но также живописи и поэзии, по свидетельству самой Шиловской, повлиял на ее дальнейшее становление и выбор профессии.
В 1936 она поступила во Всероссийскую Академию художеств, откуда была изгнана после двух лет обучения. «Чистке» подверглись преподаватели и студенты, не стремившиеся следовать установкам социалистического реализма.
По словам Тамары Андреевны, «этот бескрылый и очень банальный натурализм» был ей глубоко чужд. После исключения она училась в мозаичной мастерской, где, копируя античные образцы, овладела техникой классической римской мозаики.
В 1942 из блокадного Ленинграда Тамара Шиловская эвакуировалась в Пятигорск, оттуда вернулась в родной город, а летом 1945-го переехала в Москву для исполнения мозаичных панно для Дворца Советов по эскизам Павла Корина.
Последующая ее жизнь и работа оказались связаны со столицей. В составе художественных бригад она работала над многими крупными монументальными проектами – в частности, над мозаичными панно для станции метро «Комсомольская» (1951), над мозаикой в актовом зале Университета на Ленинских горах (1952), над росписью фасада Зеленого театра в ЦПКиО имени Горького (1957).
Были на ее счету и собственные, авторские монументально-декоративные произведения – например, ряд мозаик для ресторана «Прага». Впрочем, исполнению более или менее масштабных заказов всегда сопутствовала творческая работа иного рода.
На протяжении всей жизни Тамара Шиловская занималась станковой живописью и графикой. Произведения 1930-х – середины 1940-х не сохранились, а вот последующие десятилетия представлены в ее наследии достаточно полно.
К концу 1950-х художница окончательно отказалась от техники «холст, масло» и предпочла работать темперой на бумаге – этот способ живописи (несмотря на бумажную основу, Шиловская относилась к своим темперным листам именно как к живописи) стал для нее главным.
Круг сюжетов был намеренно ограничен мотивами, окружавшими автора в повседневной жизни. Портреты друзей и знакомых, интерьеры, городские и природные пейзажи, цветочные натюрморты, обнаженные – такого набора ей вполне хватало, поскольку задачи ставились, прежде всего, формалистические и колористические.
Сама Шиловская утверждала, что ее живопись «не с натуры, а по поводу натуры». Работа красками всегда шла об руку с рисованием – эти две составляющие творческого процесса были для автора неразрывны и дополняли друг друга.
В нынешней экспозиции представлены произведения живописи, графики, скульптуры, мозаики 1950–2000-х из собрания семьи художника.
Информация (на 30.03.2016):
Галерея Ковчег
Адрес: улица Немчинова дом 12 (ближайшая станция метро «Тимирязевская»).
Часы работы: вторник-воскресенье с 11:00 до 20:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 50 рублей.