До 31.01.2016 в ВЗ Государственного Музея А.С.Пушкина в Денежном переулке.
Зинаида Петровна Бабина, ее сыновья Валерий и Александр – не схожие и самостоятельные художники, творчество которых отмечено особой доверительной интонацией.
Художнический дар в Зинаиде Бабиной, много претерпевшей на своем веку вятской крестьянке, проснулся уже в зрелом возрасте: вначале появились скульптуры, позже пришло время живописи темперой на бумаге. Удивительно, но в работах художницы «милостью Божьей» заложен пластический код самого Врубеля.
Сегодня имя Зинаиды Бабиной – в хрестоматиях и энциклопедиях наивного искусства. Своеощущение мира, его стихий художница выражает сколь непосредственно, столь и сильно – живописно, образно. Кажется, что она живописует мир своих снов.
«Сны о чем-то большем»; в них ангелы, странники и облака живут своей особой несуетной вечной жизнью. А камни – те самые, уральские «хрустали, горный, дымчатый, черный турмалин, блестящий, как золото, халькопирит» – подсказывают ей колористическую трактовку образов, рожденных внутренним видением.
Творчество Валерия Бабина освещено воспоминаниями детства. «Воробей на подоконнике, снег за окном непостижимо вмиг могут опрокинуть настоящее в прошлое, в детство, стать точкой отсчета в перспективе времени» — признание художника.
Он пишет только о том, что хорошо чувствует. Светлой ностальгией по заповедной жизни русских деревень и городов полны его камерные пейзажи.
Персонажи его полотен – обычные, неприметные люди: рыбаки, крестьянки, дети. «Сон в лодке», «Крещение», «Чужое окно» – в названиях картин словно отражается касанье людских душ, состояние раздумья, «остранения».
Здесь жесты кроткие, чтобы не нарушать безмолвия тишины. Поэтому так важна в его поэтике цветоносная сила. В своей метафизической живописи Валерий стремится через пластику сказать о самом сокровенном («…научиться молчать о сокровенном вместе со зрителем…»).
Картины Валерия Бабина словно приобщают нас к мысли, что за простым всегда стоит сложное, одно проникает в другое, в статике таятся неведомые энергии. Структура работ такова, что уже сама по себе намекает на проникновение в суть явлений, за внешним угадывая внутреннее и сокровенное.
«Пейзажи – картины» Александра Бабина (определение художника) воспринимаются наподобие флейтовой трели – как нечто абсолютно естественное, идущее не от автора, а будто «из самой музыки».
Странствия по России пробудили в нем живописный дар. Полутеатральные по построению, акварельные по цвету его пейзажи Тагила, Переславля, Гороховца погружают нас в самобытную жизнь русской провинции.
Творчество Александра Бабина созвучно тонкому и проникновенному стилю старой провинциальной русской школы живописи. И они, его картины, светятся «странно-объективной освещенностью» живописного переживания.
Поэтика художника – отражение его судьбы. Художники Бабины в своем творчестве потаенно возвращаются к памяти. К той, что есть у озера, камня, сосны. Их работы воскрешают в нашем сознании то, что было за поколения, что ушло в млечную дымку времени и выходит оттуда живым.
Информация (на 14.01.2016):
Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина в Денежном переулке.
Адрес: улица Арбат, дом 55/32, вход со стороны Денежного переулка. Ближайшая станция метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии.
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг – с 12:00 до 21:00. Понедельник и последняя пятница месяца – выходные дни.
Стоимость билетов: взрослые 150 рублей, льготные категории – 50 рублей.
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.