До 28.02.2016 в Мультимедиа Арт Музее.
Предновогодняя суета заставляет нас подумать о подарках друзьям, близким, и себе любимым. Женская мечта о парфюмерии, мужская о машинах, общая о новой квартире; пылесосы, продукты – это то, о чем мы, прежде всего, думаем перед праздником.
«Отоваренная мечта» – экскурс и исследование взаимоотношений дефицита и рекламы в нашей стране с начала 1920-х до середины 1990-х годов.
Октябрьский переворот, Первая мировая война и Гражданская война, уже к 1918 году привели к тому, что страна, лежавшая в разрухе, столкнулась с проблемой тотального дефицита: продуктов питания, одежды, предметов быта и предметов первой необходимости.
Новая экономическая политика – НЭП, немного и ненадолго помогла справиться с проблемой дефицита, покончить с которой удалось только в Новой России к середине 90-х годов.
С появлением дефицита в Стране Советов появилась и советская реклама. Эта реклама не просто демонстрировала книги и зубную пасту, галоши и майонез, соки, шампанское и черную икру, пылесосы и полотёры, телевизоры, автомобили и, конечно, советскую парфюмерию, но и в каждом рекламном плакате создавала имидж счастливого общества изобилия, который должен был подкреплять главный советский лозунг: «Жить стало лучше, жить стало веселее!».
На выставке представлены фотографии, отражающие то, как менялось время в СССР с начала и до конца 20 века.
Их авторы – классики российской фотографии, такие как Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Всеволод Тарасевич, Дмитрий Бальтерманц, Виктор Ахломов и многие другие. Одновременно на выставке представлены плакаты замечательных советских художников, в том числе и Александра Родченко.
Для того, что бы добыть предмет мечты, было недостаточно работать и зарабатывать деньги. Для достижения «мечты» приходилось менять галоши на ткани, ткани на пылесос… Дальше все это менялось на дефицитные книги, потом на билеты в театр, дефицитный холодильник или дефицитную машину…
На выставке установлено много мониторов с отрывками из классики советского кино, где тема «Отоваренной мечты» всплывала регулярно. Это легендарные фильмы Бориса Барнета, Георгия Александрова, Константина Юдина, Эльдара Рязанова, Киры Муратовой и других.
Экспозицию поддерживают предметы советского быта из Московского музея дизайна: советские игрушки, шапки и туфельки, флакончики вожделенной парфюмерии, телевизор КВН, бережно сохраненные банки от черной икры и даже усеянные заплатами «импортные» джинсы знаменитого фотографа и журналиста Юрия Роста.
На выставке, как и когда-то в Советском Союзе, мечта побеждает реальность, а в ее заключительной главе, посвященной 90-м, видно, как дефицит начинает сходить на нет, а мечту затмевает открывшийся рынок.
Выражаю благодарность пресс-службе Мультимедиа Арт Музея за предоставленные материалы. Все права на изображения защищены, использование без согласия правообладателя запрещено.
Стратегический партнер МАММ: Ahmad Tea
Информация (на 18.12.2015):
Мультимедиа Арт Музей
Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)
Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.
Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.
Только с 02.01 по 10.01.2016 Музей работает бесплатно. Билеты приобретаются только на мастер-классы и спектакли, проходящие в Музее в эти дни.