Четверг , 3 октября 2024

Валентин Юстицкий (1892—1951). Графика.

До 17.11.2015 в Галерее «Открытый Клуб»

Имя Валентина Юстицкого относительно недавно для многих возникло из небытия. Недовысказанный, недореализованный, непонятый в полной мере в пору своих исканий и метаний художник, напряжённая творческая жизнь которого была насильственно прервана арестом 1937 года.

Известна малая часть его обширного наследия, многие работы не датированы, что затрудняет периодизацию его стилистических метаморфоз.

О других работах мы имеем представление лишь по сохранившимся любительским снимкам экспозиций с его участием, какие-то вовсе остались за границей после многочисленных выставок, в которых он выступал наряду с Филоновым, Верейским, Купреяновым, и судьба их неведома.

Эта недостаточность материала рождает множество вопросов. Поэтому каждая новая страница его творчества привлекает особое внимание. В последнее время, благодаря интересу коллекционеров и любителей русского искусства первой половины ХХ века к этому имени, открываются новые пласты наследия В. Юстицкого.

Большая серия графических листов в технике туши, пера, графитного карандаша (иногда с акварельной подсветкой), находящихся сегодня в коллекции благотворительного фонда «7 ветров» выполнена, скорее всего, в последние два года перед арестом.

В 1935 году к тому времени саратовский художник (хотя в начале 20-х Юстицкого ещё считали художником московским) приехал по приглашению нескольких столичных издательств и работал над иллюстрациями к произведениям Э. Золя, Г. Флобера, М. Пруста, М. Метерлинка, но в свет ни одна из иллюстрированных книг так и не вышла.

Осталась лишь небольшая часть работ, которые можно соотнести с литературными произведениями. Серия работ благотворительного фонда «7 ветров» не является иллюстрациями: она навеяна творческими фантазиями и литературно-поэтическими аллюзиями «пушкинской эпохи».

Импровизационные рисунки Юстицкого пушкинской серии полны стремления к максимальной свободе, импульсивному самовыражению, динамизму, прихотливой фантазии, и в то же время они сохраняют трепетность самой жизни.

Они полны иронии, игры, скрытой и явной эротики, присущей и поэзии Пушкина. Не ретушированный, благонравный и вдохновенный Пушкин биографов, а «дитя ничтожное мира», грешный, увлекающийся, часто действительно ничтожный, иногда прямо пошлый и всё-таки в итоге невыразимо привлекательный и чарующий человек.

Л. А. Яхонтова, искусствовед, член Союза Художников

 

 

Информация (на 05.11.2015):

Галерея «Открытый Клуб»

Адрес: ул. Спиридоновка, дом 9/2 (вход со двора). Ближайшие станции метро «Баррикадная», «Тверская» и «Пушкинская».

Время работы: вторник и четверг – с 16:00 до 22:00, посещение выставок в понедельник, пятницу, субботу и воскресенье – по предварительной записи.

Посещение галереи – бесплатно.

 

Смотреть еще

Лекция Елены Грязновой Начала и концы Советское искусство 1957-1967 годов

Лекция Елены Грязновой «Начала и концы. Советское искусство 1957-1967 годов».

06.08.2024 в Галерее «Открытый Клуб».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *