Четверг , 5 декабря 2024

Павел Кузнецов. Сны наяву.

До 13.12.2015 в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Инженерный корпус.

Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968) – один из тех редких художников ХХ века, чье творчество исполнено ясной и чистой гармонии.

Он вошел в историю искусства как лидер второго периода русского живописного символизма, организатор выставок «Алая роза» и «Голубая роза», которыми открылся ХХ век.

«В плеяде изумительных он был самым изумительным. Кузнецов был мечтателем, его друзья были забавниками. Он видел, они сочиняли. Он смотрел внутрь, они наружу» (А. Эфрос).

Последняя большая персональная выставка П.В. Кузнецова в Москве состоялась в 1978 году. Выросло уже не одно поколение зрителей, не имеющих полного представления о творчестве классика нашего искусства. Выставка в Третьяковской галерее должна исправить эту ситуацию.

Искусство Кузнецова достигло наивысшего расцвета в 1910-х годах – были созданы картины степной и бухарских серий, классические в своем совершенстве.

Позднее, в советский период, когда многие русские художники, чей подъем пришелся на первые три десятилетия века, переживали кризис, Кузнецов находил необходимый для его работы источник «формы и радости» в людях и в мире природы: в цветах и плодах, в море и соснах, в полях капусты.

Павел Кузнецов – живописец пространства, и в самых декоративных, орнаментальных его вещах разлит тот «голубой раствор», в который «погружен земной простор». Вместилище пространства у него — не перспектива, а светоносный цвет.

Благодаря постоянному присутствию невещественного, «горнего», благодаря «просквоженности» далеким, глубоким, «иным», живопись Павла Кузнецова оказалась маловосприимчивой к той порче, которой в большей или меньшей степени было поражено приверженное материи искусство многих его современников в 1930–1950-х годах.

Выставка открывается работами, которыми Кузнецов «дебютировал» в истории русского искусства: картинами и графикой периода «Голубой розы». Главные мотивы символистской живописи Павла Кузнецова – «Фонтан» и «Рождение», связанные темами истоков жизни, пробуждения души.

Форма отчасти «остается пеной»: «туман, зыбкость, полуясность, скраденность контуров и колорита» (А. Эфрос), длинные вертикальные мазки, размытые абрисы.

Далее следуют классические произведения степного цикла, которыми Кузнецов вошел уже в мировую историю искусства ХХ века: «Вечер в степи», «Мираж в степи», «Дождь в степи» (все – 1912, ГТГ) и другие.

В этих картинах воплотилась детская мечта художника «утопать и изумительно растворяться в небе с необычайными формами миражного очертания».

Здесь царят плавные и широкие ритмы, единое, текучее пространство, где почти прозрачные фигурки расстилают ковер, строят кошару, спят, поят или стригут овец, плывут «величественные лебеди степей – верблюды».

Еще в 1910 году Кузнецов писал: «В искусстве живописи должна быть связь с чувством трудового человека. Настанет время, когда к искусству приобщатся люди, смотрящие на небеса простыми, ясными глазами».

В 1920–1930-е годы он искренне увлекся трудовыми сюжетами «от садоводства до цветоводства, от процессов колхозного труда к праздникам урожая».

Работы Кузнецова обрели новые композиционные качества и новое переживание пространства: пейзаж часто увиден сверху, с высоты птичьего полета, горизонт располагается высоко, а иногда и вовсе уходит за пределы холста, пространство растет вверх.

Картины советского времени группируются по жанровому, хронологическому и пластически-тематическому принципу. Это портреты, натюрморты, подмосковные и прибалтийские пейзажи, группы работ, объединенные темами: человек на земле, строительство, спорт.

Особое место занимают произведения, связанные с поездкой в Париж в 1923 году, и цикл картин, посвященных Армении, где Кузнецов побывал в 1930-м.

Во всех залах графические листы соседствуют с живописными работами.

Как и живопись, графика Кузнецова отличается пространственностью, «проницаемостью» изобразительной поверхности, композиция — ритмической точностью, а колорит – сиянием цвета.

Художник создавал станковую графику, журнальные рисунки, книжные иллюстрации, используя технику акварели, карандашного рисунка, литографии.

Выставка призвана показать подлинный масштаб дарования Павла Кузнецова и дать возможность почувствовать непреходящую гармонию его творений.

Некоторые работы современный зритель увидит впервые; многие из них прошли очень сложную реставрацию, обусловленную спецификой кузнецовских поисков монументальности, приближения техники станковой живописи к фресковой.

Альбом-каталог, подготовленный к выставке, включает статью о творчестве Павла Кузнецова и обширную «Летопись жизни и творчества».

Издание прекрасно иллюстрировано – в нем опубликовано около 200 живописных и графических произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева и из частных коллекций.

КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич – Галерея произведений (157 изображений) >>

 

 

Информация (на 04.09.2015):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10 (ближайшее станция метро – «Третьяковская»)

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов на посещение временных выставок в Инженерном корпусе: взрослые – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.

Стоимость комплексных билетов на посещение экспозиций и временных выставок в Лаврушинском переулке и выставок в Инженерном корпусе: взрослые – 700 рублей, льготные категории – 250 рублей.

 

Смотреть еще

От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII – начала XX века.

От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики.

С 20.06 до 10.11.2024 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Главное здание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *