До 29.11.2015 в Мультимедиа Арт Музее.
Эдвард Штайхен (1879–1973) – одна из самых заметных, влиятельных и противоречивых фигур в истории фотографии. Неутомимый новатор, он проявил свой талант в самых разных жанрах: он снимал портреты и пейзажи, городские виды и ню, цветы и рекламу, танец и театр, моду и войну.
Вклад Штайхена составляет целую главу в истории фотографии. В 1900-х годах он был признан по обе стороны Атлантики как ведущий представитель художественной фотографии.
В период между двумя мировыми войнами он совершил революцию в фэшн-фотографии и одновременно приобрел славу «самого известного фотопортретиста в мире».
В послевоенные годы он стал куратором нью-йоркского Музея современного искусства и в этом качестве тоже сыграл важную роль, в особенности благодаря легендарной выставке «Семья людей».
В 1923 году Штайхену было предложено занять одну из наиболее престижных и доходных должностей в мире коммерческой фотографии – должность главного фотографа «Vogue» и «Vanity Fair», двух известнейших журналов о моде и светской жизни, выпускаемых в Нью-Йорке издательским домом «Condé Nast».
Штайхен был прекрасно подготовлен к такой работе. Он уже в совершенстве владел искусством портретной съемки, а его опыт в других художественных техниках позволил ему привнести в решение новых задач навыки живописца и гравера.
Для «Vogue» Штайхен фотографировал работы выдающихся кутюрье: Шанель, Ланвен, Лелонг, Пату, Скьяпарелли и многие другие дизайнеры видели свои произведения на страницах «Vogue» в творческом истолковании Штайхена.
Для «Vanity Fair» Штайхен делал портреты знаменитых литераторов, журналистов, танцоров, спортсменов, политиков и актеров. Полный список его моделей насчитывает более тысячи имен.
Среди них – кинорежиссеры Сесил Б. Де Милль и Джозеф фон Штернберг, актеры Гэри Купер и У. К. Филдс, актрисы Глория Свенсон и Марлен Дитрих, писатели У. Б. Йейтс и Колетт, танцоры Марта Грэм и Фред Астер, музыканты Владимир Горовиц и Джордж Гершвин.
Стилистический рывок, совершенный Штайхеном в области модной фотографии, сравним по своей значимости с переходом от немого к звуковому кинематографу.
Он отказался от стилистики своих ранних работ, выполненных в духе импрессионизма, ар-нуво и символизма, в пользу оригинального, вдохновленного ар-деко и подлинно современного стиля, в полной мере освоившего новаторские формы искусства той эпохи.
Штайхен никогда не полагался на готовые формулы и постоянно искал новые пути, чтобы показать свои модели во всем их блеске. Как выразился один известный критик, быть сфотографированным этим мастером значит быть «штайхенизированным».
Влияние Штайхена ощутимо по сей день: Хорст, Ричард Аведон и Брюс Вебер – вот лишь немногие и самые известные из его последователей.
Выставка «Эдвард Штайхен в высокой моде» объединяет новаторские модернистские работы Штайхена в области фэшн-фотографии и его блистательные работы в портретном жанре.
Оригинальные отпечатки из архива «Condé Nast» демонстрируются широкой публике впервые с 1930-х годов. Фотографии дополнены подборкой редких экземпляров «Vogue» и «Vanity Fair» с напечатанными на их страницах работами Штайхена.
Выражаю благодарность пресс-службе Мультимедиа Арт Музея за предоставленные материалы.
Стратегический партнер Музея: MasterCard
При поддержке: Vogue
Информация (на 10.09.2015):
Мультимедиа Арт Музей
Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)
Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.
Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей