Четверг , 5 декабря 2024

Крекс, фекс, пекс. Новая история деревянного человечка.

До 30.11.2015 в Доме Остроухова

Совместная выставка Государственного литературного музея и московской галереи «ГРОСart» приурочена к 80-летию выхода сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», а так же к 190-летию со дня рождения Карло Коллоди (1826–1890), автора «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» и 110-летию публикации первого перевода книги на русский язык Камилла Данини.

Еще в 1920-е годы А.Н.Толстой начал работу над произведением Коллоди. «Вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему», – так он расскажет о своей работе Максиму Горькому.

В 1935 году начинается публикация сказки в газете «Пионерская правда», в которой Толстой во многом развил, усложнил и переработал сюжетную линию и эстетические установки первоисточника с учетом памятных для него и его современников театрально-литературных и художественных реалий Серебряного века, а также различных тенденций и обстоятельств начала его творческой деятельности.

Так, на основе документально-литературных материалов из фондов Государственного литературного музея впервые в рамках данной выставки наглядно отражены интригующие коллизии отношений Толстого с Александром Блоком, Всеволодом Мейерхольдом, Анной Ахматовой, Ольгой Глебовой-Судейкиной и другими представителями художественной богемы первых десятилетий ХХ столетия.

Атмосфера Серебряного века дополнительно воссоздается в фотографиях и афишах, в книгах и теневом театре на материалах из собрания наследников Ивана Ефимова и Нины Симонович-Ефимовой.

Русский Буратино стал популярнее своего прототипа – итальянского Пиноккио. С книжных страниц деревянный человечек почти сразу «сбежал» в киношную и театральную жизнь. По просьбе Натальи Сац Толстой пишет пьесу «Золотой ключик», и именно этой пьесой открывается новый Детский музыкальный театр.

А в 1939 году писатель создает сценарий одноименного фильма для режиссера Александра Птушко, экспликации и раскадровки к которому, предоставленные Музеем кино, являются неотъемлемой частью выставки.

Помимо этого разнообразные образные перипетии Буратино и Пиноккио в ХХ–XXI веке раскрываются в произведениях станковой живописи и графики современных отечественных художников.

Таким образом, выставка создает действительно новую уникальную, экспозиционно-неожиданную и насыщенную историю давно известной сказки Алексея Толстого «Золотой ключик», что позволяет на богатом документально-архивном материале ярко и всесторонне раскрыть образные метаморфозы ее героев.

Все это дает возможность выявить сложную природу произведения, которое является не только сказкой для детей, но и романом для взрослых. Посетителей выставки ждет много загадок и сюрпризов.

 

 

Информация (на 26.08.2015):

Дом Остроухова, филиал Государственного Литературного музея

Адрес: Трубниковский переулок дом 17 (ближайшие станции метро «Краснопресненская», «Баррикадная», «Смоленская-Арбатско-Покровская линия» – на троллейбусе «Б» или «10» до остановки «Дом Шаляпина»)

Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 11.00 до 18.00, в четверг с 14.00 до 20.00, выходной день – понедельник. Последнее число месяца – санитарный день.

Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, студенты и пенсионеры – 100 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.

 

Смотреть еще

Петр Дик. Вокруг пастели. Центр русского искусства, Кострома.

Петр Дик. Вокруг пастели.

С 18.05 до 23.06.2024 в Центре русского искусства, Кострома.

Один комментарий

  1. Спасибо всем организаторам выставки! Озорной деревянный человечек Буратино – символ нашего детства. Истина этой сказки для детей и взрослых в том, что главные ценности – это дружба, верность, доброта и надежда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *