До 10.01.2016 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.
Третьяковская галерея знакомит публику с результатами реставрационно-исследовательских работ последних лет. Выставка в залах древнерусского искусства представит уникальные иконы позднего Средневековья и Нового времени, «воскрешением» которых занимались художники-реставраторы Галереи.
Одновременно с проведением в Инженерном корпусе выставки «Симон Ушаков — царский изограф» основная экспозиция древнерусского искусства дополнится уникальными памятниками, датируемыми XVI–XIX веками. Произведения этого периода составляют основу данного раздела коллекции Галереи, их внимательное изучение началось в 1970-х годах, а первые научные открытия были сделаны выдающимся реставратором и историком искусства С.В. Ямщиковым.
Представленные на выставке произведения дают возможность дополнить наши знания о четырех столетиях русской иконописи. Фактически являясь эталонными образцами живописи своего времени, они подчас отличаются необычной и оригинальной иконографией.
Ни одна из древних икон не дошла до нас в первозданном виде: они не раз поновлялись – прописывались заново поверх потемневшего слоя олифы. Благодаря работе реставраторов авторская живопись раскрыта от поздних записей.
В научный оборот вошли новые имена иконописцев, например написавший икону «Благовещение» Емельян Никитин, художник XVIII века, последователь Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты.
Точную дату создания обрела икона «40 мучеников севастийских» – на нижнем ее поле была открыта надпись: написася сия с(вят)ая икона 1845 года месяца июля 29 дня иконописецъ С.С.С.
В своей работе сотрудники Третьяковской галереи следуют принципам научной и музейной реставрации, главной задачей которой является сохранение памятника.
Перед раскрытием икон выполняется их дореставрационное исследование, проводится рентгенографирование, иконы фотографируются в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, берутся химические анализы грунта, красочных слоев и защитного покрытия, дающие максимально возможное представление о технико-технологических особенностях икон.
Раскрытие авторского красочного слоя от поздних записей и потемневшей олифы ведется послойно, с использованием оптики (бинокулярного микроскопа) и обязательной фотофиксацией.
Так сохраняется история бытования памятника. В процессе реставрации и после раскрытия иконы проходят второй этап исследования — изучаются технологические особенности авторской живописи. Только после этого памятник вводится в научный оборот.
Современный отдел научной реставрации темперной живописи Третьяковской галереи создан в 1985 году. Его специалисты при работе над памятниками всегда руководствуются главным правилом – «не навреди».
Профессия реставратора требует знаний в области истории, искусствоведения, физики, химии, а также навыков живописца.
Среди сотрудников отдела – заслуженные работники культуры и опытные художники-реставраторы (Е.А. Гра, А.И. Собаршова, Д.Н. Суховерков, М.В. Шитов, М.Г. Степанов, О.Б. Воробьёва, О.Е. Шитикова), а также молодые специалисты, которые внесли свой вклад в осуществление выставочного проекта.
Информация (на 28.08.2015):
Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, зал 62
Адрес: Лаврушинский переулок, 10 (ближайшая станция метро – «Третьяковская»)
Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей.
Стоимость комплексных билетов для посещения экспозиций и временных выставок в Лаврушинском переулке, 10 и на Крымском Валу: взрослые – 600 рублей, льготные категории – 250 рублей.