До 21.07.2015 в Галерее «Открытый Клуб».
Вот вопрос: позавидовать или посочувствовать современному выпускнику художественного вуза?
С одной стороны, сегодняшнее преподавание уже больше не ограничивается изучением наследия передвижников и разного прочего сугубого реализма.
С другой – надо понимать, что за годы учёбы осваивается ВСЯ история искусства. От первобытной наскальной графики до последнего -изма.
И вот после того, как на голову учащемуся пять, шесть, семь, а то и больше лет вываливали массив мировой художественной культуры, — изволь, ищи свой язык, свою пластику, свои темы, свои индивидуальные образы!..
Конечно, этот вопрос не может быть решен в неполные тридцать лет. Неясно, решится ли он и позже. Однако здесь, как говорится, главное не победа, а участие.
Искать, преодолевая себя, отчаиваясь и возвращаясь на уютные, хоженые-езженые, гладкие-накатанные колеи, и вновь с них сворачивать, — это, увы, не выбор. Это судьба.
Арсений Крайнюков, студент МГАХИ им. В. И. Сурикова (отделение графики), — представитель, как кажется, чисто русской школы XX века.
Балансируя между манерами, близкими Дмитрию Жилинскому и Ивану Лубенникову, он работает с плоскостными композициями и локальным цветом, добиваясь порой очень красивой игры цветовых пятен.
Для Арсения источник вдохновения – русская деревня, провинциальный городок, где время медленнее, за счет чего появляется возможность разглядывать мелкие детали; интересно, что локальный цвет у Крайнюкова – способ визуализировать процесс и результат разглядывания.
Ему удобно в фигуративной живописи, для него она естественно сочетается с декоративным началом, за счет чего работы перекликаются и с лубком.
Иначе обстоит дело с творчеством скульптора Ивана Лунина, выпускника МГАХИ им. Сурикова.
Он пробует себя и в жизнеподобных, и в абстрактных формах. Опять-таки кажется, что, обращаясь не столько к «формам самой жизни», сколько к их пластическим откликам, мотивам, вариантам, он добивается большего, чем когда он буквален.
Такова серия «Растительный мир», где пластически переосмысленные почти до абстракций физалис, горошек, семя клёна становятся метафорами рождения, жизни и смерти.
Тот же самый эффект возникает и в серии «Мир камня»: природные формы, если так можно выразиться, де-детализируются, и очищенная от подробностей структура воплощается в скульптуре. Вопросы буквальные Лунин, впрочем, также решает интересно, комбинируя, например, бронзу с деревом или пользуясь приёмами инсталляции.
Сам Лунин признаётся, что работает в разных манерах, и результаты сочетаются с трудом. Что и позволяет вернуться к исходному посылу: итак, позавидовать или посочувствовать современному выпускнику художественного вуза?..
Вера Калмыкова
Информация (на 17.07.2015):
Галерея «Открытый Клуб»
Адрес: ул. Спиридоновка, дом 9/2 (вход со двора). Ближайшие станции метро «Баррикадная», «Тверская» и «Пушкинская».
Время работы: вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье – с 16:00 до 22:00, понедельник и среда – выходные дни.
Посещение галереи – бесплатно.