Желтая Submarine.

До 14.06.2015 в Центральном Доме Художника.

Галерея «А3» и куратор Наталья Георгадзе представляют:

…And our friends are all aboard
Many more of them live next door

Вполне очевидно, что выставочный проект Натальи Георгадзе ”Желтая Submarine” – это в первую очередь коллективное посвящение великому фильму и The Beatles.

Однако частичная русификация не нуждающегося в переводе названия, помимо ироничного обыгрывания непреходящей моды на неравный брак латиницы с кириллицей, отсылает и к более неоднозначному прочтению представленной темы.

Одной из сюжетных линий, связывающих выставку, становится осмысление последствий, возникающих при погружении некоего «внешнего» культурного явления в отечественный контекст.

По понятным причинам, скорость распространения новых визуальных образов в советских условиях была существенно ниже, чем музыкальных. Несмотря на «глушилки», УКВ-радиостанции оперативно доставляли за железный занавес последние новости поп-музыки, а возможность домашнего тиражирования делала их доступными.

Получить же новые зрительные впечатления было несравнимо сложнее, именно поэтому появление на советском экране фильма Yellow Submarine (в семидесятые годы, на фестивале британских мультфильмов), по сумме произведенных воздействий можно считать одним из самых значимых событий.

Сплав легендарной музыки, поп-арта, иронии и английского «нонсенса» повлиял не только на художников, аниматоров, графиков и дизайнеров.

«Ливерпульская четверка» (как любили называть Битлз в советской прессе) в сопровождении визуального ряда Хайнца Эдельманна осуществляла своего рода «арт-ликбез» для искусственно отгороженного от мирового художественного процесса массового зрителя.

Парадоксальным образом, легитимация современного искусства на советском и постсоветском пространстве стала происходить именно через поп-арт – несмотря на утверждение Виталия Комара «В стране тотального дефицита и очередей поп-арта не может быть».

При его же активном участии, в соавторстве с Александром Меламидом был сформулирован и введен в обиход термин соц-арт, ставший методологическим родственником своему поп- сородичу.

И тот, и другой в качестве базового инструмента используют иронию и сарказм, остранение, конфликт сюжета и языка описания; но, пожалуй, главной общей чертой в них является работа с «избыточным предметом» — в случае капиталистических стран это Товар, а в социалистическом лагере – Идеология.

С исчезновением СССР, прекратил свое существование и соц-арт, утратив актуальность содержательной основы его иронических образов. Его закат вскоре был компенсирован неопоп- эрой, пришедшей на постсоветское пространство вместе с тотальной глобализацией и представившейся возможностью реализовать сублимированную в нескольких поколениях жажду потребления.

Интерес к переосмыслению и актуализации эстетики и идеологии поп- направлений и сейчас достаточно высок.

Симптоматично, что по результатам выставки ОММАЖ, проходившей в галерее А3 в 2010 году, среди работ восьмидесяти трех очень разных авторов, наиболее частое посвящение было Казимиру Малевичу, а на втором месте, уступая великому супрематисту лишь несколько «голосов», был Энди Уорхол.

Однако далеко не только поп-ривайвл возвращает нас к новому прочтению Yellow Submarine – к сожалению, некие Синие Злюки снова хотят заморозить все веселое и живое, а значит, художникам пора собираться на борту желтой субмарины, чтобы вместе сказать главные слова:

All You Need Is Love!
Присоединяйтесь и вы! Олл тугеза нау!

Андрей Волков, Галерея А3

 

 

Информация (на 06.06.2015):

Центральный Дом художника. Зал 8 (часть).

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10 (ближайшие станции метро «Парк Культуры» (Радиальная и Кольцевая) и «Октябрьская» (Радиальная и Кольцевая).

Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей.

 

Смотреть еще

Выставка Михаил Молочников Небесный ветер Галерея ГУМ-Red-Line

Михаил Молочников. Небесный ветер.

С 07.12 до 01.02.2024 в Галерее ГУМ-Red-Line.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *