Суббота , 14 декабря 2024

Аксессуары и не только.

До 15.03 в Музее декоративно-прикладного и народного искусства.

В проекте участвуют: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, коллекционеры А. Л. Кусакин  и  Г.И. Преснякова и три художницы, сотрудничающие с галереей «East Meets West Gallery».

Аксессуары уже к началу XX века больше относились к миру женщины, чем к миру мужчины: миру её дома, её одежды, её увлечений. В трёх залах музея будут представлены три мира: мир Ольги Плужниковой-Орловой, мир Екатерины Рожковой и мир Анны-Кати Тагути.

Идея выставки выросла из очень личной серии Ольги Плужниковой-Орловой, посвящённой любимому аксессуару автора – обуви. Каждая пара на холсте, будь то дорогие лодочки из «Галереи Лафайет», или простые войлочные сапоги типа «Прощай молодость» одинаково ей дорога и хранится до сего времени.

Все они вошли в галерею любимых аксессуаров, каждый из которых связан с волнующими воспоминаниями, путешествиями, встречами и расставаниями, о чем часто свидетельствуют названия работ.

В работах Плужниковой много размышлений о себе, попыток заглянуть в себя, причём не только в  автопортретах, но и в портретах других женщин, в сюжетах, связанных с интерьером дома женщины.

Мир Анны-Кати Тагути представлен серией «Страницы семейного альбома», в котором хранятся памятные и милые сердцу вещички: фотографии близких и дальних родственников, которых часто знают только по фотографиям, коллекционные марки, рукописные записочки, счета, значки, иногда засушенные листы на память о чудесной прогулке в лесу или парке.

В шелкографиях на бумаге и в панно Анны используются образы многих памятных для нее вещей, но чаще всего  – фотографии кружева XIX в. из Музея прикладного искусства (МАК) в Вене и старинных кружевных аксессуаров из семейной коллекции.

Ассоциация плетения кружевного рисунка с нитью судьбы – известная метафора. Каждое кружевное изделие, основанное на оригинальном рисунке автора, неповторимо, как и жизнь конкретного человека. Такие оригинальные кружевные аксессуары  показывает отдел ткани ВМДПНИ.

Это образцы изделий из Вологды, Ельца и Балахны конца XIX- начала XX вв. известных художниц и мастериц того времени В.Д.Веселовой и М.Н.Груничевой, а также женский городской костюм рубежа веков, состоящий из жакета и юбки, целиком выполненных с помощью ручного плетения на коклюшках.

Коллекционеры усадебной мебели начала и середины XIX века, а также всех предметов, составлявших убранство интерьера того периода, А. Л. Кусакин и Г.И. Преснякова предоставили оригинальные и в настоящее время ставшие редкостью аксессуары интерьера и костюма того времени.

Через соприкосновение с ними связь разных времен ощущается как-то е вещественнее и яснее. Так развивается история мира женщины в разных поколениях одной семьи, когда она и только она занималась обустройством дома, его интерьером, насыщая его вещами, созданными своими руками.

Хотя в художественном мире Екатерины Рожковой нет человека, но ее «Крестильные платья» хранят теплоту детских тел двух дочерей.  Прозрачность тонкого белого батиста символизирует для автора чистоту ребенка, который находится на пороге своего жизненного пути.

Линия чистоты в серии поддерживается темой бестелесной легкости, «парения», которое «переносит» платье в разные части металлического листа. Играя на контрасте материалов воображаемого платья и реального металлического листа, автор переводит вещественные объекты в образы-символы, которые утрачивают  свое утилитарное значение.

Символизм автора, ее трогательно-бережное отношение к одному объекту произведения как к драгоценности позволили провести параллели между серией ее работ и предметами современного авторского ювелирного искусства из коллекции отдела металла и камня ВМДПНИ, в которой представлены уникальные экспонаты, собранные музеем в 70-е-80-е годы XX века.

Они аккумулировали в себе визуальное представление о новых формах, новых материалах и технологиях в декоративно-прикладном искусстве, которые позволили им стать новой идеологией авторского искусства того времени. Коллекция ВМДПНИ авторского современного искусства этого периода является не только лучшей в России, но и одной из лучших в Европе.

 

 

Информация (на 21.02.2015):

Всероссийский Музей Декоративно-прикладного и народного искусства

Адрес: Делегатская улица, дом 3 (ближайшие станции метро «Новослободская», «Маяковская» и «Цветной бульвар»).

Будьте внимательны – в связи с ремонтом вход в здание музея временно осуществляется через главный дом усадьбы.

Время работы: понедельник, среда, пятница, воскресенье – с 10.00 до 18.00, в четверг с 10.00 до 21.00, в субботу – с 11.00 до 19.00.

Выходной день – вторник. Последний понедельник месяца в музее – санитарный день.

Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, учащиеся старше 18 лет и пенсионеры – 130 рублей, бесплатный вход для детей младше 18 лет.

 

Смотреть еще

Лекция Зулимы Безировой «История ковроткачества на примере коллекции Всероссийского музея декоративного искусства». Всероссийский музей декоративного искусства.

Лекция Зулимы Безировой «История ковроткачества на примере коллекции Всероссийского музея декоративного искусства».

15.08.2024 в Всероссийском музее декоративного искусства.

Один комментарий

  1. Татьяна

    Собираюсь с внучкой.Отпишусь после посещения выставки, заранее предвкушаю восторг!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *