Вторник , 3 декабря 2024

Вера Пестель. Миру-созерцание.

До 21.10.2014 в Галерее «Открытый Клуб».

Парадоксально, что в истории отечественного изобразительного искусства XX века имя Веры Пестель традиционно связано с русским «женским» авангардом.

Знаковый момент: фрагмент её мемуаров был помещён в книге «Амазонки авангарда» (М.: Наука, 2004), и творчество художницы существует в контексте произведений Н. Гончаровой, О. Розановой, Н. Удальцовой, В. Степановой, Л. Поповой, А. Экстер, В. Мухиной, В. Ходасевич.

В этом, конечно, нет произвола исследователей: всё подтверждено материалом, наследие Веры Пестель 1910-х гг. вполне репрезентативно.

Вместе с тем от авангардистской традиции Пестель отошла, и совершенно сознательно, причём отдалялась от неё в то же самое время, когда создавались картины, шла студийная работа, одна за другой открывались выставки.

В дневниковых записях 1916 г. — «скука и разочарование», и страстная жажда изображения того, что существует на самом деле: «Но если я не изображаю мир видимый, то там [на полотнах] нет и миросозерцания».

А без миросозерцания, как считала Пестель, изобразительного искусства нет. Потому что есть мир и есть глаз, который его видит. «А ведь всякий художник потому только и ценен, что он нам подставляет новое зеркало с новым отражением мира».

Закономерно, что юношеское восхищение Татлиным буквально через год-два сменилось преклонением перед Чекрыгиным; личностная (и, разумеется, творческая) зрелость её совпала с членством в «Маковце», а потом и в группе «Путь живописи», организованной ближайшим другом Веры Пестель Львом Фёдоровичем Жегиным (Шехтелем).

О работах Чекрыгина она писала: «Почему же это так красиво и так действует на воображение? Да потому что каждая из этих работ необыкновенно сильна в своей живописной пластической форме».

Графика разных лет из собрания А. Злобовского (бывш. А. и А. Заволокиных) позволяет понять Веру Пестель не хуже, а может, даже лучше, чем её живопись, разбросанная по солидным музейным собраниям нашей страны.

На этом материале особенно ясно видно, что отказ от изобразительности был для Пестель сущностно неприемлем: если, видя мир, мы отказываемся его изображать, значит, наше изобразительное искусство не изобразительно.

И потому она возвратилась – или обратилась – «назад», как не раз, вероятно, говорили её соратницы, та же Любовь Попова. Футуристическое миропонимание исключало созерцательность, поскольку время для футуристов стремительно неслось только вперёд, человек должен был его обуздать и направить, а любая остановка на пути квалифицировалась как предательское ретроградство.

Авангардистам неинтересно было думать о том, что «реализм» не исчерпывается плоско понятым жизнеподобием и тем более иллюзионизмом.

Индивидуальный поиск пластического образа в пространстве, причём в пространстве порой не обозначенном, а лишь подразумеваемом (что обычно для быстрого рисунка), был для Пестель и для того же Чекрыгина важнее, чем разложение формы, не допускающее обратного «собирания».

Прекрасное не обязательно ново, — к этой мысли пришла она в дневниковых записях. Но жизнь в своих обыденных проявлениях прекрасна. Подставляя миру своё зеркало, Вера Пестель никогда не забывала об этом.

Вера Калмыкова

 

 

Информация (на 09.10.2014):

Галерея «Открытый Клуб»

Адрес: ул. Спиридоновка, дом 9/2 (вход со двора). Ближайшие станции метро «Баррикадная», «Тверская» и «Пушкинская».

Время работы: вторник и четверг – с 16:00 до 22:00, в остальные дни – по предварительной записи, контакты – на сайте галереи http://openklub.ru

Посещение галереи – бесплатно.

 

 

Смотреть еще

Лекция Елены Грязновой Начала и концы Советское искусство 1957-1967 годов

Лекция Елены Грязновой «Начала и концы. Советское искусство 1957-1967 годов».

06.08.2024 в Галерее «Открытый Клуб».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *