Д.Г.ЛЕВИЦКИЙ
(1735 – 1822)
Дмитрий Григорьевич Левицкий – наиболее универсальный из русских портретистов своего времени, его творчество окрашено яркой индивидуальностью и обладает остро новаторским характером, его произведения пронизаны своеобразием художественного видения.
Необыкновенно широк сюжетно-тематический диапазон портретов Григория Левицкого – от камерного лирического типа до программного портрета-картины; множественен социальный состав его моделей – от императрицы Екатерины II до крепостного крестьянина Сеземова.
Разнообразны композиционные приемы – портреты в рост, портреты-картины, поясные или погрудные изображения, парные портреты и т.д. Зрителей всегда поражает живописная сочность и конкретность его полотен, благородная цветонасыщенность и живой, подвижный бег кисти.
Художник родился между 13(24) и 17(28) мая 1735 года в селе Маячка под Полтавой. Учился у своего отца, священника и гравёра Г.К.Левицкого, затем у Алексея Антропова, знакомство с которым состоялось во время работы над росписями в Андреевском соборе (1752-1755).
В 1758 году переехал в Петербург, где жил и учился у Антропова. Вместе с учителем участвовал в оформлении коронационных торжеств в Москве (1762). В 1769 году был признан «назначенным» в академики. В 1770 за портрет А.Ф.Кокоринова удостоен звания академика. Преподавал в Академии художеств (1771-1788), был руководителем портретного класса. Его учениками были С.С.Щукин, П.С.Дрождин, Е.Д.Камеженков.
В 1773-1776 годах исполнил блестящую серию портретов воспитанниц Смольного института – знаменитые “Смолянки”. После 1787 года по невыясненным причинам ушёл в отставку, работал как вольный художник. В 1790-Х годах входил в масонскую ложу Н.И.Новикова, был дружен с Н.А.Львовым, Г.Р.Державиным. В 1807 был возвращен в Совет Академии. Последняя известная подписная и датированная работа («Портрет брата – священника Петра Левицкого»), исполнена в 1812 году.