До 13.04.2014 в Галерее Триумф
В нынешнем году исполняется сто лет с начала одной из двух самых кровопролитных в истории войн — Первой мировой (1914‑1918). В России это общемировое потрясение до недавнего времени освещалось как-то слабо — не в последнюю очередь потому, что в то время в нашей стране случился еще один, может быть, еще более страшный коллапс — две революции, причем в течение одного только 1917 года.
Они радикально изменили ход не только национальной, но и мировой истории. Коренная смена общественного строя в России как-то затмила предшествующие ей события, тем более что страна наша фактически вышла из войны за год до ее реального окончания.
Именно тогда появились такие совершенные по тем временам средства массового убийства, как пулемет, танк, аэроплан и, не в последнюю очередь, отравляющие газы. С помощью этих варварских средств и способов умерщвления себе подобных воюющими сторонами были погублены миллионы человеческих жизней.
Цифры потерь шокируют: всего в военных действиях Первой мировой было убито около 10 миллионов человек и еще примерно столько же погибло от болезней и ран после ее окончания. Все это оказало громадное негативное влияние на психику людей, стало определяющим в развитии культуры, философской и политической мысли в послевоенные годы, особенно в Европе.
Проект «Инсектицид», приуроченный к столетию начала Первой мировой войны, включает двенадцать работ московского художника Антона Кузнецова и цикл ассамбляжей в духе тренч-арта, напоминающих то артефакты, которые обнаруживаются на полях былых сражений, то милитарии — разного рода сувениры и памятные вещи, предметы коллекционирования, связанные с памятью о войне 1914‒1918 годов.
Образы насекомых — жуков, бабочек, стрекоз, мух, их личинок и гусениц возникают в каждой работе и в каждом экспонате «Инсектицида» не случайно. Они помогают образно воссоздать чувство безотчетного страха, смешанного с брезгливостью, которое охватывало людей в те военные годы.
Многим из них наступление многочисленных орд безжалостных супостатов в человечьем обличье напоминало нашествие мерзких насекомых — вредителей и паразитов. Справиться с теми и с другими, победить их можно только применяя мощные средства массового истребления. Эти способы всегда были варварски жестокими.
И в связи с бурным развитием средств массового уничтожения появились противоядия и способы защиты. Так в начале ХХ века возник новый апокалиптический образ — живое существо в противогазе. Именно эти «маски смерти» надеты на головы людей и даже животных в картинах Антона Кузнецова.
Однако цель автора проекта отнюдь не сводилась к пробуждению ностальгических воспоминаний о знаменитых тенях прошлого. «Инсектицид» при всей визуальной экстравагантности оказывается весьма эмоциональным и глубоко этическим ответом на вызовы сегодняшнего дня.
Он не только демонстрирует нетривиальную точку зрения на события столетней давности, но и несет могучий гуманистический и пацифистский заряд, объявляя войну феноменом, в принципе не имеющим ничего общего с природой человека.
Андрей Толстой
Информация (на 04.04.2014):
Галерея Триумф
Адрес: улица Ильинка, дом 3/8, строение 5 (ближайшие станции метро «Китай-Город» и «Площадь Революции»)
Время работы: ежедневно с 11:00 до 20:00
Посещение галереи – бесплатно.