Андре Кертеш. Двойник жизни.

До 09.05.2014 в Центральном выставочном зале «Манеж»

В рамках Десятого Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014»

Андре Кертеш – ключевая фигура в истории фотографии, его талант признан многими современными фотографами, в том числе Анри Картье-Брессоном. Экспериментируя с разными течениями – сюрреализмом, конструктивизмом, гуманизмом, нередко обращаясь к ним раньше, чем последователи этих самых течений, Андре Кертеш всегда оставался верен своему главному принципу: «Делаю то, что чувствую».

В основе выставки «Двойник жизни», включающей 189 фотографий, представляющих собой современные отпечатки, выполненные в технике серебряно-желатиновой печати –  негативы из собрания Андре Кертеша. Экспозиция построена таким образом, чтобы охватить и максимально ярко и подробно отразить все периоды творчества: венгерский (1912–1925); французский (1925–1936); нью-йоркский (1936–1962); и период международного признания (1962–1985).

Андре (Андор) Кертеш родился в Будапеште в 1894 году. Кертеш страстно мечтал стать фотографом, и его мечта сбылась, когда после войны, полный решимости и надежд, он эмигрировал во Францию, это произошло в 1925 году.

В Париже Андре Кертеш поселился в квартале Монпарнас, куда с Монмартра к тому времени переселилась парижская богема. Там он познакомился с Питом Мондрианом, Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Фудзитой, Колетт и многими другими выдающимися художниками, скульпторами и писателями; начал фотографировать своих венгерских друзей, мастерские художников и уличные сцены;  парки и сады, набережные Сены, встречи с друзьями и земляками в знаменитом кафе Куполь (La Coupole).

Прошло немного времени, и его талант получил признание: в 1927 году состоялась его первая выставка в галерее «Весна священная». А в 1933 году была создана знаменитая серия «Искажения», запечатлевшая отраженные в кривых зеркалах тела двух обнаженных русских натурщиц. Восхитительные или отталкивающие, эти анаморфозы близки тому, что в это время делали Пикассо, Арп и Миро.

В 1936 году Андре Кертеш и его жена Элизабет отправились в Нью-Йорк в соответствии с условиями контракта с агентством Keystone. Однако его сотрудничество с одним из крупнейших фотоагентств того времени продлилось менее года.

Несмотря на то, что интерес к работам фотографа проявляли такие влиятельные журналы как Harper’s Bazaar и Vogue; несмотря на выставки, организованные в PM Gallery (1937) и в Чикагском художественном институте (1946); и даже не взирая на публикацию книги «День Парижа» (1945), оформленной самим Алексеем Бродовичем, знаменитым арт-директором американского Harper’s Bazaar, Кертеш так и не получил большого признания в качестве представителя американской авангардной фотографии.

В 1944 году он добился американского гражданства, а в 1949-м – даже подписал эксклюзивный контракт с издательством Condé Nast, однако в основном ему приходилось делать фотографии интерьеров для коллективных публикаций… Не найдя достойного применения своему таланту, в 1962 году Кертеш решил закончить профессиональную карьеру.

К счастью, в 1963 году Андре Кертешу удалось вернуть негативы венгерского и французского периодов, которые он оставил в Париже в 1936 году. Вслед за Французской Национальной библиотекой, в 1964 году Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал выставку, посвященную его творчеству, которая затем с огромным успехом прошла в Токио, Стокгольме, Будапеште, Лондоне, Париже и Хельсинки. В 1975 году он был приглашен в качестве почетного гостя в Арль, на Международные фотографические встречи. К Андре Кертешу пришла мировая слава.

К этому времени он перестал заниматься street-photography, бóльшую часть фотографий Кертеш делал из окна своего дома. Его завораживали нагромождение крыш и вид на Вашингтон-сквер с высоты птичьего полета. В восьмидесятые годы одна за другой вышли несколько очень важных книг, посвященных его творчеству: «Венгерские воспоминания», «Фотографии Парижа и Нью-Йорка» и «Андре Кертеш: Моя Франция». А в 1984 году он подарил полное собрание своих негативов и личных документов Французскому государству (Министерству культуры).

Андре Кертеш умер у себя дома в Нью-Йорке 28 сентября 1985 года.

«Моей работой управляет момент. Я чувствую то, что делаю. Это очень важно для меня. Все смотрят, но не все могут увидеть. Я никогда не думаю и не измеряю: если я вижу сюжет, я знаю, что он хорош, даже если придется ждать хорошего света» – Андре Кертеш.

Выражаю благодарность пресс-службе Мультимедиа Арт Музея за предоставленные материалы.

 

 

Информация (на 07.04.2014):

Центральный выставочный зал «Манеж»

Адрес: Манежная пл., 1 (ближайшие станции метро «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая»)

Время работы выставки: ежедневно с 12:00 до 22:00, выходной – понедельник.

Стоимость билетов на выставку – 250 рублей, разрешение на фотосъемку – 100 рублей.

 

Смотреть еще

Без барьеров. Национальная художественная галерея Республики Марий-Эл.

Без барьеров.

С 04.06 до 10.07.2024 в Национальной художественной галерее, Йошкар-Ола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *