До 24.08.2014 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу
К 150-летию со дня рождения художника.
Третьяковская галерея продолжает знакомить публику с выдающимися художниками, определявшими развитие русского искусства конца XIX – начала XX века. Новый масштабный выставочный проект посвящен творчеству Александра Яковлевича Головина (1863–1930), крупнейшего представителя эпохи Серебряного века. Впервые художественное наследие живописца, графика, театрального оформителя, мастера декоративного искусства представлено во всем многообразии.
Наряду с Третьяковской галереей в выставке участвуют 23 музея и частные коллекции из России и стран ближнего зарубежья: Государственный Русский музей, Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Музей МХАТ и другие.
Экспозиция включает около 300 экспонатов: живописные и графические работы, эскизы костюмов и декораций, подлинные сценические костюмы, изготовленные к различным спектаклям по рисункам художника, произведения декоративного искусства. Впервые в Москве демонстрируются долгое время считавшиеся утраченными костюмы к спектаклю «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в постановке В.Э. Мейерхольда (1917) из собрания Александринского театра.
В отличие от предшествующих монографических выставок Александра Головина в нынешней экспозиции впервые широко представлены работы декоративно-прикладного искусства, характеризующие значительный вклад художника в развитие стиля модерн в России.
Структура выставки позволяет проследить эволюцию художника в каждом из видов искусств, к которым он обращался, и их взаимодействие. Синтетичность творчества Головина и «театральность» его мышления подчеркиваются организацией экспозиции, в которой предметы из дерева и керамики соседствуют с произведениями станковой живописи, театральными эскизами и сценическими костюмами. Все они объединены особым «головинским стилем», который отличают прихотливая декоративность, фантазия и яркий живописный темперамент.
Основное пространство экспозиции отведено живописным, графическим и театральным произведениям, в которых читается проницаемость границ между различными видами его деятельности. При сопоставлении станковых «узорно-лиственных» пейзажей, панно, отличающихся эфемерностью и музыкальностью изображения с его пейзажными декорациями для театральных постановок можно видеть использование одних и тех же пластических приемов и изобразительных мотивов.
Обращение Александра Головина к театру стало попыткой воплощения господствовавшей тогда идеи синтеза искусств. Театр дал возможность наиболее полно раскрыть декоративный дар мастера. Головин начал работу в Императорских театрах с реорганизации постановочной̆ части: изменил порядок, при котором декорации к спектаклю выполнялись несколькими художниками поактно, а костюмы и бутафория подбирались из ранее созданных для других спектаклей.
Головин внедрил практику оформления постановки целиком одним художником для достижения образного и стилевого единства. Он не только создавал эскизы, но по большей части сам расписывал декорационные холсты, ткани для костюмов, лепил бутафорию. По решению Головина костюмы стали шить не из дорогих тканей, а из холста, за счет ручной росписи и аппликаций добиваясь имитации ценных материалов.
Особое место на выставке занимают эскизы декораций и костюмов, а также костюмы к спектаклям, созданным в творческом сотрудничестве с В.Э. Мейерхольдом для Александринского театра. «Маскарад» по драме М.Ю.Лермонтова (февраль 1917) стал шедевром их совместного творчества. В сценографии спектакля через ритмическое строение цветового и светового решения было передано ощущение надвигающейся катастрофы.
К выставке подготовлено монументальное издание, которое включает статьи об основных аспектах творчества Головина и фундаментальный каталог его произведений. В альбом вошли ранее не публиковавшиеся письма А.Я. Головина к Е.Д. Поленовой, а также уникальные фотоматериалы. На выставке будет демонстрироваться анимационный ролик, главным героем которого выступает любимый мотив художника – роза.
Проект сопровождает обширная культурно-образовательная программа, включающая лекции, авторские экскурсии, встречи со специалистами.
Выражаю огромную благодарность пресс-службе Государственной Третьяковской галереи за предоставленные материалы.
ГОЛОВИН Александр Яковлевич – Галерея произведений (106 изображений) >>
Информация (на 27.03.2014):
Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу
Адрес: улица Крымский Вал, дом 10. Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»
Режим работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 10.00 до 19.30, в четверг с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник
Стоимость билетов – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей.