До 30.04.2013 в Галерее Ковчег
Достаточно сложно было начать писать этот материал о выставке Павла Никонова в Галерее Ковчег. Событие столь знаковое, что очень не хотелось бы испортить впечатление банальными словами и любительством моих записей. Воспримите, если что, нижеследующий текст как сугубо личный взгляд на искусство этого выдающегося художника.
Творчество Павла Никонова для меня – освещенная для нас большим мастером дорога по пути к полной свободе творчества. Мы вольны идти своей дорогой; я, например, никогда бы не писал картины в той же живописной манере, как Павел Никонов, но он всегда будет для меня являться примером осуществимости этого пути, примером искренности и честности.
Именно так были восприняты первые полотна художника, которые я увидел еще школьником на московских выставках в далекие 80-е. Сказать, что я был потрясен, ничего не сказать – я их просто не понимал. Художественное восприятие, воспитанное на искусстве передвижников и их последователей, крайним пределом познания которого была живопись «Бубнового Валета» (но даже не Ларионов и Гончарова), просто отказывалось вначале почувствовать и принять эту стихийную экспрессию, ничего общего не имеющую к ожидаемой стилистике «Сурового стиля», тогда заполонившей выставочные залы. И более того – не было и намека на соблюдение канонов реализма, что казалось немыслимым в то время.
С суровым стилем ведь не всё так просто… Уже и ранние работы Павла Никонова, даже его знаменитые «Геологи», ставшие как бы визитной карточкой этого направления советского искусства, были далеки от его отмеченного ярким социальным пафосом риторики. Оставив плакатные трафареты и бодряческий энтузиазм другим, такие мастера, как Павел Никонов, Николай Андронов, Андрей Васнецов пошли совсем другим путем. Уходя от диктата социальности творчества, погружаясь в мир интимных переживаний и вечных ценностей, они смогли нащупать ту суверенную территорию духа и свободы, которая и в наш век медиа и компьютерных технологий остается востребованной и актуальной.
И вот так потихонечку картины Павла Никонова и Николая Андронова помогали мне избавляться от рабства ярлыков и стереотипов, от всяких –измов в искусстве, ценить живопись как таковую. Ну а на какой еще основе подросток, не будучи сам художником и вынужденный довольствоваться официально поступающей информацией, мог развивать свое восприятие искусства? Конечно, какое счастье, что был Пушкинский с его коллекцией французской живописи! Но ведь еще только через несколько лет хлынул поток разрешенных перестройкой грандиозных выставок русского авангарда начала 20 века, перевернувших наш мир. А тогда, в первой половине 80-х это был, наверное, передовой край свободы.
И уж если мне нужны связывающие ниточки с искусством прошлого, то я бы провел аналогию творчества Павла Никонова с художественным методом Александра Древина. Та же полная живописная стихия, та же экспрессия духа в свободном полете кисти художника. На примере данной выставки можно провести, например, параллели между армянскими работами Александра Древина и демонстрирующимися здесь среднеазиатскими эскизами Павла Никонова. Поразительное сходство в решении художественных проблем! Именно через творчество Павла Никонова и Николая Андронова мною был в свое время целиком и полностью воспринят и Александр Древин.
Нынешняя экспозиция произведений Павла Никонова в Галерее Ковчег ретроспективно охватывает почти весь творческий путь мастера – от периода бури и натиска 60-х годов до поражающих новаторством и невероятным градусом живописной экспрессии работ последних лет. Очередной великолепный праздник от любимой галереи, выставка обязательная к посещению!
Информация (на 06.04.2013):
Галерея Ковчег
Адрес: улица Немчинова дом 12 (ближайшая станция метро «Тимирязевская»)
Часы работы: вторник-воскресенье с 11:00 до 21:00 , выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: 50 рублей