До 24.02.2012 в Третьяковской Галерее на Крымском Валу
Государственная Третьяковская галерея представляет нашему вниманию выставку легенды ленинградской школы графики, блестящего мастера черно-белой литографии, автора знаменитых иллюстраций к произведениям Шолом-Алейхема Анатолия Каплана. В экспозиции представлены работы из собрания Государственной Третьяковской галереи и коллекции Людмилы и Исаака Кушнир (Санкт-Петербург).
Хотелось бы выделить три важных составляющих жизненного и творческого пути Анатолия Каплана. Он родился в тихом, провинциальном городке Рогачеве на Днепре, с большим процентом еврейского населения. Типичная жизнь в составе благочестивой общины, следующей законам ортодоксального иудаизма, остающейся неизменной и социально стабильной – вот корни, питающие мировоззрение будущего художника.
Поэтому закономерным было его обращение к литературным произведениям классика еврейской литературы Соломона Шолом-Алейхема. Запечатленный в слове мир штетла (местечка), в котором жизнь заполнена былью и небывальщиной, драмами и юмором – всё это мир детства Анатолия Каплана, то, что всегда в душе и сердце, что не могло быть не выражено на холсте или рисунке настоящим художником.
Так же закономерно и воздействие художественных образов полотен Марка Шагала на искусство Анатолия Каплана, все это идет от традиций хасидского движения в иудаизме, выражавшихся в стремлении к тесной связи с Богом через выражение восторга, через песни и танцы. Именно отсюда неудержимость фантазии и общее радостное настроение произведений Шагала, воспринятое и Анатолием Капланом.
Но своим родным городом в искусстве мастер считал Ленинград. Он безумно любил это город, постоянно изображал его в своих работах. Традиции ленинградской школы графики, переданные художнику его педагогом по ВХУТЕИНу, замечательным мастером рисунка Георгием Верейским, нашли в творчестве Анатолия Каплана своё классическое продолжение. Удивительное мастерство обращения с литографским камнем, тончайшая передача световых эффектов, эффект сфумато, которым виртуозно пользуется Анатолий Каплан для смягчения очертаний фигур и предметов и передачи окутывающего их воздуха – во всех работах художника чувствуется огромный талант и блестящая техника.
И еще – каким бы не был незаметным художник, как бы он не был сосредоточен на своём искусстве, если он большой мастер и человек, он не мог не жить вместе со своей Родиной, переживая все тяготы и бедствия, постигшие нашу страну в 20 веке. Поэтому совершенно особое звучание придают эти события внешне неприметным работам Анатолия Каплана. Это и индустриальные пейзажи (не характерные для творчества художника), выполненные им в эвакуации. Это и виды послевоенного Ленинграда, пережившего ужасы блокады и восстанавливающегося после бедствий войны. Это серии работ, посвященные родному Рогачёву, полностью уничтоженному вместе с большей частью жителей во время войны (среди погибших были и родители художника).
Но особое звучание мужеству и сопричастности художника к историческим событиям придает тот факт, что к главному своему труду – иллюстрированию произведений Шолом-Алейхема, Анатолий Каплан обратился в 1952 году. В годы, когда антиеврейские настроения в сталинском государстве достигли своего предела – это и разгром антифашистского комитета, и убийство Михоэлса, и пресловутое дело врачей и преследование космополитов. Анатолий Каплан яркий пример честности большого художника в искусстве и жизни.
Информация (на 11.12.2012):
Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу
Адрес: улица Крымский Вал, дом 10. Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»
Режим работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 10.00 до 19.30, четверг и пятница с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник
Стоимость билетов – 300 рублей
Стоимость каталога выставки – 400 рублей. К выставке выпущен также шикарный альбом, посвященный творчеству Анатолия Каплана – стоимость альбома 2000 рублей.