«Нас будет трое…» Малевич, Чашник, Суетин

В Третьяковской Галерее на Крымском Валу до 25.11.12 живопись и графика из коллекции SEPHEROT Foundation.

Выставка представляет живописное и графическое наследие трех выдающихся мастеров авангарда, апостолов новой веры в искусстве – Казимира Малевича, Ильи Чашника и Николая Суетина.

Н.Суетин, К.Малевич и И.Чашник. Петроград. 1923
Н.Суетин, К.Малевич и И.Чашник. Петроград. 1923

Проект является выдающимся событием в художественной жизни Москвы и имеет огромное методическое значение. Главный нерв выставки заключается не в больших знаковых полотнах с квадратами и кругами. Основу экспозиции составили графические супрематические студии Ильи Чашника и Николая Суетина, последовательно разрабатывающих до конечного предела варианты композиционных и цветовых взаимодействий. Именно по этим сериям работ можно понять идеи супрематизма и его развитие в динамике десятилетия 20-х годов можно.

Иногда творчество адептов более интересно и последовательно, чем проповеди учителя.  Чашник и Суетин – наиболее последовательные и верные ученики Малевича, для которых супрематизм был не кратким эпизодом в художественной биографии, а был главным делом всей жизни.

Невзирая на строгие каноны супрематизма, каждый из них сохранил свою творческую индивидуальность и сумел найти собственный путь. Более того, Малевичу повезло иметь таких учеников – ярких, талантливых, способных к самостоятельному развитию супрематической системы. Именно наличие таких последователей позволило Малевичу ощущать себя лидером передового фронта искусства авангарда, распространить влияние супрематизма в живопись, дизайн, архитектуру.

Казимир Малевич

Творчество Казимира Малевича представлено в широком диапазоне его художественной биографии – от ранних работ в стиле импрессионизма до предметной живописи 1930-х годов. Ключевая работа Малевича в экспозиции выставки – картина «Супрематизм. Прямоугольник и круг», являющаяся одним из элементов супрематического лексикона, который дальше развивали и сам Малевич, и его ученики.

Илья Чашник

Илья Чашник прожил, к глубочайшему сожалению, очень короткую жизнь – всего лишь 27 лет. Это был самый верный и воинственный последователь Малевича. Ни в одной работе Илья Чашник не изменил принципам супрематизма, бесконечно и последовательно разрабатывая и исследуя в своих композициях возможности нового мышления. Вполне успешно реализовав себя в области экспериментальной архитектуры и дизайна, он постоянно стремился к занятиям чистым искусством.

«Стою за великую идею Уновиса» – так звучит ответ Ильи Чашника на вопрос о творческих приоритетах. И это были не пустые слова – супрематизм вошел в саму жизнь художника. Кто из вас запишет в альбом своей невесты такие слова:  «Глядя на квадрат супрематизма, вспомни безумца беспредметности, жизненный путь которого есть У-ЭЛ-ЭЛЬ, куда я и тебя зову…»?

Николай Суетин

Николай Суетин пришел к супрематизму через изучение Сезанна и творчества кубистов. Став любимым учеником Малевича, восприняв от него каноны супрематизма, Суетин в дальнейшем развивал супрематические композиции в синтезе с другими достижениями авангарда.

В его творчестве органично соединились две линии – супрематизм как таковой (в станковой живописи, в архитектуре и дизайне) и поиски самостоятельного, пусть и близкого к супрематизму, варианта беспредметной системы.

Собственно от супрематизма остается совсем немного – первоначальный импульс, те самые начальные супрематические фигуры, которые в творчестве позднего Суетина вмонтированы в сложные цветные структуры и практически растворяются в общих законах геометрической абстракции. Бесконечность супрематического пространства замещается принципом декоративной ритмической организации цветоформ на плоскости. Свои открытия Суетин воплощает в дальнейшем в области дизайна, став одним из ведущих мастеров советского фарфора.

Однако помимо методической ценности любая художественная выставка вызывает эмоциональное восприятие художественных произведений. И здесь возникает проблема взаимоотношения современного зрителя и супрематизма. Беспредметное искусство оставляет мало место живому впечатлению, оно холодно и бездушно. Методически подойти к изучению супрематизма – любое академическое исследование убивает мятежный дух авангарда.

А разрушить все представления о месте в жизни человека и задачах искусства, уничтожить все достижения живописи через воронку черной дыры Квадрата Малевича и построить новый мир, используя супрематические элементы, жить и дышать супрематизмом, как жили Малевич, Чашник и Суетин в этом мире, мы в 21 веке – веке всеобщего потребительства – явно не готовы. И супрематизм является сейчас яркой, безумной, но пока перевернутой страницей в истории живописи, а не искусством будущего…

Смотреть еще

Анонс на неделю 17.06 – 23.06.2024.

Анонс на неделю 17.06 – 23.06.2024.

TOP-Лист лучших выставок, открывающихся на этой неделе:

Один комментарий

  1. Надежда

    Здравствуйте!
    “Беспредметное искусство оставляет мало место живому впечатлению, оно холодно и бездушно” – это до какой степени нужно ненавидеть беспредметное искусство, чтобы написать о нём подобные строки! Поверьте, для многих оно сакрально! В своей чистоте, отсутствии искажений, ясности, супрематизм, – словно глоток ледяной, освежающей воды из чистейшего источника, посреди суетного, потребительского века.
    Я с детства увлекалась беспредметным искусством. Читать научилась рано, в 2 года, энциклопедий по искусству дома было предостаточно, поэтому я знала чем занять свой досуг.
    Показательный случай.С родителями я отправилась в музей изобразительного искусства. Помню, в зале, где были представлены портреты, я просто начала засыпать… И… о, чудо! Мы перешли в новый зал, и моему взору предстали картины Родченко! Сон, естественно, как рукой сняло, я, наслаждаясь, упивалась картинами!
    Не знаю, почему мне интересно беспредметное искусство, сколько раз я задавала себе подобный вопрос… Именно это искусство пробуждает меня к жизни, обостряет восприятие и невероятно притягивает!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *